Количество страниц учебной работы 36,10
Содержание Пояснительная записка 3
Цели и задачи 4
Общая цель. Реализация в 9-ых классах профориентации преследует своей целью подготовку подростков к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся.
Основная цель программы профориентации выступает не столько помощь в выборе конкретной профессии, сколько формирование пра-вильного понимания проблемы выбора, внутренней готовности к нему, поло¬жительного отношения к любой трудовой деятельности.
Задачами выступают
1. Активизация мотивации самопознания и самовоспитания;
2. Получение учащимися конкретных знаний о себе1 и освоение ими некоторых методов и приемов психологического познания себя и другого человека;
3. Помощь в осознании и решении проблем профессионального самоопределения;
4. Помощь в выработке индивидуальных профессиональных планов;
5. Психологическое просвещение подростков;
6. Информирование о рынке труда, требованиях, предъявляемых профессиями, пользующимися спросом на рынке труда.
Формы проведения занятий 4
1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.
2. Создание эвристических ситуаций.
3. Демонстрация и проведение методик с их последующим обсуждением.
4. Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.
5. Предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.
6. Выход на производство, наблюдение за работой специалистов, самостоятельная работа по приобретению навыков в той или иной профессии.
Ожидаемый результат 5
Календарно-тематический план 6
Содержание занятий 7
1. Введение в мир профессий (2 часа). 2. Самоанализ профессиональных предпочтений подростков (2 часа).
3. Многообразие ценностей человека (2 часа).
4. Возможности личности в профессиональной деятельности («Могу») (2 часа).
5. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности (2 часа).
6. Способности и профессиональная пригодность (3 часа).
7. Практика (2,5 часа).
8. Практика (2,5 часа).
9. Пути получения профессии («Надо») (2 часа).
10. Практика (2,5 часа).
11. Практика (2,5 часа).
12. Практика (2,5 часа).
13. Планирование профессионального пути (2 часа).
14. Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии (2 часа).
Конспекты занятий 12
Занятие 1. «Ведение в мир профессий»
1. Организационный момент. 2. Упражнение «Визитка».
3. Вступление преподавателя.
4. Работа в тетради.
5. Пять типов профессий.
6. Работа в тетради. 7. Каждому из участников группы 8. Работа в группах.
9. Методика «ДДО».
10. Профориентационная игра «Самая – самая».
11. Апельсин.
12. Что на занятии особенно запомнилось? (с закрытыми глазами).
Занятие 2. «Самоанализ профессиональных предпочтений подростков».
1. Упражнение «Визитка».
2. Вступление психолога
3. Работа в тетради.
4. Методика «Ориентация».
5. Методика Соломина «Цветовые метафоры».
6. Методика Айзенка.
7. Теппинг – тест.
8. Профориентационная игра – шутка «Тудема — сюдема».
Занятие 3. «Многообразие ценностей человека»
1. Вступление ведущего.
2. Работа в тетради.
Классификация ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера
3. Упражнение «Мои ценности».
4. Иерархия потребностей.
5. Диагностическая методика «Тип личностной направленности» Дж. Холланда.
6. Диагностическая методика для определения уровня самооценки Будасси.
7. Диагностическая методика «КОС» (Коммуникативные и организаторские способности) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина.
Занятие 4. «Возможности личности в профессиональной деятельности (Могу)»
1. Вступление ведущего + работа в тетради.
ПВК — профессионально — важные качества личности. 2. Работа с информацией о «Влиянии профессий на организм человека».
3. Выполнение диагностической методики Томаса «Поведение в конфликте» (исследование социального типа).
4. Выполнение диагностической методики «Я – руководитель (предприниматель)» (исследование предпринимательского типа).
5. Выполнение диагностической методики для определения уровня выраженности логического или художественного типа личности (исследование артистического типа).
6. Выполнение теста С.Н. Костроминой «Интеллектуальная лабильность» (исследование офисного типа).
Занятие 5. «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности»
1. Вступление ведущего и работа в тетради. 2. Выполнение диагностической методики для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям («Теппинг – тест» Ильина) или теста Белова (заполнение паспорта темперамента).
3. Самостоятельная работа в тетради.
4. Работа с таблицей «Выбор профессии в зависимости от темперамента».
5. Коллективная работа с контрольными вопросами
6. Групповая форма работы с четырьмя признаками типа личности (по П. Тигеру).
Занятие 6. Способности и профессиональная пригодность
1. Вступление ведущего.
2. Работа в тетради.
3. Вступление ведущего.
4. Работа в тетради
5. Выполнение диагностической методики «Корректурная проба» 6. Выполнение диагностической методики «Счет по Крепелину» — 7. Выполнение диагностической методики «Типы памяти» 8. Выполнение диагностической методики «Исследование объема памяти 9. Выполнение диагностической методики «Кратковременная наглядно-образная память» (КНОП).
Занятие 7. Пути получения профессии («Надо»)
1. Вступление ведущего. Слово о современном рынке труда.
2. Работа в тетради и с бланками.
3. Вступление ведущего. «Пути получения профессии».
4. Работа в бланках.
5. Работа с матрицей профессионального выбора.
6. Выбор учебного заведения.
Список литературы 33
Приложения 34
Стоимость данной учебной работы 585 руб.