Количество страниц учебной работы 37,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы применения самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии6
1.1 Понятие самостоятельной деятельности, ее педагогическое значение6
1.2 Особенности формирования трудовых навыков9
1.3 Условия применения самостоятельной работы в процессе формирования трудовых умений на уроках технологии18
Глава 2. Изучение эффективности организации самостоятельной работы учащихся в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии25
2.1 Определение уровня сформированности навыков учащихся25
2.2 Разработка заданий для самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии28
2.3 Оценка эффективности использования самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии32
Заключение34
Список использованной литературы36 Введение
Проблема самостоятельной деятельности учащихся была характерна для всех периодов развития учебных заведений.
Учитывая, что учебно-воспитательный процесс предстает как комплекс деятельности, которые необходимо оптимизировать как с учетом уровней развития деятельностей так и в пределах каждого уровня и в процессе «пере-хода» с одного уровня на другой, и социальным заказом является формиро-вание личности, готовой к жизни и труду, основным качеством которой каче-ство личности формируется только в самостоятельной деятельности, в част-ности, при осуществлении самостоятельной учебной работы, специфически-ми методом исследования проблемы оптимизации самостоятельной работы, может быть, взят комплексно-деятельностный подход, который представляет совокупность системного и личностно-деятельностного подходов в их един-стве и взаимодействий.
Такой подход, являясь способом оптимизации самостоятельной рабо-ты, выступает в качестве модели обобщенной характеристики деятельности педагога и учащегося для достижения цели преобразования обучения в само-обучение — в соответствии с уровневым подходом к анализу деятельности.
Проблема самостоятельной работы выступает, прежде всего, пробле-мой такой педагогической организации самостоятельной работы, которая по-зволяет ориентировать учащегося в путях, способах самообучения. Вовлекая учащегося в процессы постановки целей предстоящей самостоятельной рабо-ты, формируемые на основе исходных учебных проблем обращая его внима-ние на корректные пути ее осуществления и совместно с ним оценивая ее итоги, педагог активно способствует накоплению обучаемого необходимого опыта самостоятельной деятельности. Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творче-ской активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Ба-банский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Бого-явленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эль-конин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эф-фективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности учащихся. Сущность понятия самостоятельная работа, цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в про-цессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях Гару-нова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др. Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, при-бегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Этим обусловлен выбор темы исследования «Роль самостоятельной работы в формировании трудовых навыков на уроках технологии».
Цель данной работы теоретические определить и экспериментально проверить роль самостоятельной работы в формировании трудовых навыков на уроках технологии.
Объектом изучения является процесс формирования навыков.
Предметом исследования является самостоятельная работа в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие за-дачи 1.Изучить и проанализировать педагогическую методическую ли-тературу по проблеме формирования самостоятельной деятельности учащихся, а также условий формирования этой деятельности;
2.Определить условия формирования самостоятельной учебной деятельности в процессе формирования трудовых навыков;
3.Исследовать формы, методы и средства развития самостоятель-ности учащихся в процессе формирования трудовых навыков на уро-ках технологии;
4.Выбрать эффективные методы, формы и средства самостоятель-ной работы учащихся в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии;
5.Разработать методические рекомендации по применению учеб-ной литературы, инструкционных карт, дидактических средств обуче-ния.
Методы исследования теоретико-ориентированные — изучение, анализ литературы, систематизация и обобщение данных; практико-ориентированные – педагогический эксперимент, тестирование, моделиро-вание.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.