Количество страниц учебной работы 45,2
Содержание Обоснование роли, места и содержания профессиональной речи будущего учителя иностранного языка на современном этапе в условиях личностно-ориентированной, гуманистической парадигмы приводит к необходимости рас-смотрения технологий ее развития, содержания функций речи и пути ее адапта-ции в общении с младшими школьниками в процессе подготовки студентов в ву-зе. Общение в социально значимых сферах деятельности является актуальным объектом исследования педагогических, филологических и психологических на-ук. Учебное общение в этом смысле не является исключением. Хотя специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно , очевидна целесообразность методического истолкования особенностей речи учите-ля как участника учебного общения, поскольку речевая деятельность учителя проявляется в условиях профессиональной деятельности. «Каждый учебный предмет диктует свой способ общения». Данный вывод подтверждается и анализом процесса обучения в школе, который показывает, что отсутствие специальной подготовки к профессиональ-ному речевому поведению не позволяет учителю в полной мере реализовать на уроке даже хорошо продуманную, методически грамотно спланированную дея-тельность. Особенно очевидна роль1 коммуникативной подготовки педагога в общении с младшими школьниками. Особенности учебного общения в ситуации урока целесообразно рассмат-ривать с учетом принципов и правил академического красноречия, изучавшихся классической риторикой, обобщенных в риторических трудах . При этом особенности устной речи учителя требуют осмысления в аспекте, значимость которого наиболее точно охарактеризовал С.И. Гессен. Это «передача научного мышления и… методов научного мышления… непосредственно от человека к человеку … путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек». Вывод о том, что «на слушателей воздействует не текст речи, а говорящий человек всем арсеналом своих возможностей», требует внимания к мето-дически значимым параметрам эффективности дидактической речи. Важнейшим из них нам представляется адаптация дидактической речи к уровню интеллекту-ального развития учащихся для обеспечения познавательного интереса к пред-мету в частности и процессу обучения в целом. Ученые рассматривают речь как средство управления познавательной дея-тельностью учащихся (А. А. Леонтьев, А. М. Сохор), передачи социально-исторического опыта (А. В. Петровский), реализации целей и задач педагогической деятельности (В. А. Канн-Калик, Г. А. Ковалев). Необходимый фактор успешности учения – понимание дидактической ре-чи школьником и «принятие» ее содержания. «Одна из главных проблем дидак-тики – проблема доступности, – отмечает А. М. Сохор, – есть по существу про-блема коммуникативности учебного материала». В психолого-психологических исследованиях отмечается, что структура дидактической речи в наибольшей степени связана с особенностями адаптации в соответствующей предметной области (Л. Я. Зорина, А. М. Сохор, Е. А. Почернена). Это позволяет дополнительно обосновать целесообразность формирования у будущего учителя адаптивной дидактической речи в ситуации обучения младших школьников, в том числе и иностранному языку. Под адаптацией в современной педагогической науке понимают способ-ность личности и организма человека приспосабливаться к различным формам и условиям внешней среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие лично-сти, оптимальную работоспособность и сохранение здоровья в конкретных сре-довых условиях. Проблема коммуникативных намерений учителя в процессе его общения на уроке и вне (речевого общения) оптимального педагогического общения впервые ставилась А. А. Леонтьевым и немецким исследователем Д. Шпанхелем. А. А. Леонтьев так определял оптимальное педагогическое общение «это такое общение учителя и педагогического коллектива с учениками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащих-ся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирова-ния личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особен-ности учителя». И ТАК ДАЛЕЕ
Стоимость данной учебной работы 1950 руб.