(495) 648-49-51

на связи с 11.00 до 19.00

Напишем на заказ:

Магистерские диссертации
Дипломные работы
Курсовые работы
Другие работы.

Скачать курсовую работу

 

План

 

Введение

1. Характер государственного управления и его функции

2. Управление в экономической сфере

3. Субъекты государственного управления

Заключение

 

Нормативные акты и литература

 

Введение

 

            В настоящее время государство, где основой экономики являются рынок, частная собственность и частное предпринимательство, играет довольно значительную роль в регулировании предпринимательской деятельности, в том числе в сфере международной торговли. Его роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ. Для одних стран характерна более жесткая позиция, в других отмечается тенденция более мягкого подхода к этой проблеме.

            Сегодня государства с частнопредпринимательским укладом все же придерживаются провозглашенных ранее принципов «свободы договора и предпринимательства», но с определенными изъятиями из них, которые устанавливаются государственным регулированием. «Свобода» не означает теперь «делай, что хочешь», а она означает «делай, что хочешь, но в рамках закона». Государственное воздействие на экономику особенно усилилось под влиянием научно - технической революции и интеграционных процессов. Эти влияния нашли отражение и закрепление в договорном праве, патентном праве, финансовом праве, внешнеэкономическом регулировании и иных правовых институтах[1].

            Пределы «вмешательства» государства в частнопредпринимательскую деятельность на современном этапе довольно четко обозначены в праве. Определились также их конкретные сферы.

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное   функционирование государственных органов сфере экономики России, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Вышеуказанная тематика нашла свое отражение в работах ученых-юристов: Агапов А.Б., Алехин А.П., Бачило И.Л., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М., Тихомиров С.В.  и другими.

 

 

 

1. Характер государственного управления и его функции

 

Разнообразные процессы смены социально-экономиче­ской и политической систем определяют развитие и гра­ницы управления. По своей сути управление представляет собой целенап­равленное воздействие субъекта на объект для перевода его в новое состояние. Имеет властный характер, облече­но в императивные юридические формы и выражается по­средством деятельности государственных органов.

Государственный аппарат служит опорной конструк­цией любого государства[2].

Государственным управлением по-прежнему охватыва­ются все те же отрасли и сферы общества. Но его роль в целом, а также в отдельных отраслях и сферах, становит­ся иной.

Под управлением государства находятся ряд отраслей, сфер и их объектов:

а) атомная промышленность, оборона и др. Привнесе­ние в управление этими отраслями общественных на­чал не меняет его государственного характера;

б) государственных и негосударственных структур. Объекты ряда отраслей и сфер находятся в государ­ственном и негосударственном управлении. Такое раз­деление имеет место в большинстве отраслей эконо­мики и социально-культурного строительства (в про­мышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, народном образовании и др.);

в) в совместном управлении государственных и негосу­дарственных структур. Оно возможно в различных вариантах. Во-первых, представители государства входят в состав органов управления негосударствен­ных организаций, в которых имеется доля государ­ственной собственности (акционерных обществ); во-вторых, отдельные негосударственные органы на­деляются государством отдельными государственны­ми полномочиями (например, органы местного само­управления); в-третьих, в реализации принципа до­левого государственного н коммерческого финанси­рования программ, проектов;

г) негосударственных структур. Это отдельные негосу­дарственные предприятия, учреждения и организа­ции. Они действуют на началах внутреннего самоуп­равления.

При этом важно иметь в виду, что законодательство, распространяющееся на все отрасли и сферы, есть преро­гатива государства.

Характер государственного регулирования различен не только в сферах экономики, социально-культурной и ад­министративно-политической деятельности, но и в их от­дельных отраслях.

В основе своей это определяется особенностями и зна­чением самих отраслей и сфер. Сказываются также и за­дачи, решаемые на этапе смены общественного строя. Пре­образования, проводимые в процессе общего перехода к рыночным отношениям (приватизация, демонополизация, преобразование форм собственности, либерализация цен и условий внешнеэкономической деятельности), привели к изменению отраслевой и региональной структуры эконо­мики в результате ее приспособления к новой структуре общества и возникновения массы малых предприятий, по­рожденных частным предпринимательством. Однако эти процессы в различной степени затрагивают конкретные отрасли и сферы. Они не могут протекать вне влияния государства.

Целью организации управления является создание наи­более благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти, соответствующего интересам граждан, общества и государства. Рациональ­ная организация осуществления исполнительной власти является одним, из важнейших условий упорядочения го­сударственного управления, его экономичности и нормаль­ной государственной деятельности в целом. Она должна обеспечить правильный выбор субъектов управленческой деятельности, определить место и роль каждого из них и четкое взаимодействие между ними для того, чтобы избе­жать в системе управления дублирование в осуществлении одних и тех же функций.

Организация управления должна учитывать роль ис­полнительной власти в обществе в целом и одновременно особенности структуры экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности в Россий­ской Федерации в условиях федеративного государствен­ного устройства и системы местного самоуправления.

Функции государственного управления это совокупная, обще­ственно и объективно необходимая деятельность всей системы госуправления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.

К ним относятся все функции по обеспечению и защите кон­ституционного строя, каждой статьи Конституции РФ. Основы конституционного строя являются институтом, который не может реализовываться в порядке какого-либо усмотрения; создание сугубо юридического порядка обеспечения и защиты основ кон­ституционного строя — есть необходимое условие сохранения национального и государственного суверенитета. Решение этой задачи и определяет важнейшие функции госуправления и госу­дарственной службы (ст. 10, ч. 1 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»): обеспечить реализацию Кон­ституции РФ и законов РФ как демократического правового фе­деративного государства с республиканской формой правления.

Так, конституционные нормы ст. 2 определяют функцию — обеспечить признание, соблюдение и защиту прав и свобод гра­ждан; ст. 4 — распространить суверенитет РФ на всю ее терри­торию, обеспечить целостность и неприкосновенность террито­рии России; ст. 3 — противодействовать присвоению и захвату власти (властных полномочий), обеспечивать законное пресле­дование совершивших такие деяния и т.д.

Важными задачей государственного управления являются регу­лирование и удовлетворение потребностей общества, конкретного человека, запросов и ожиданий. Качество жизни и отношений в обществе — главный показатель эффективности госуправления. И нужно, чтобы кто-то профессионально изучал, выявлял потребно­сти, запросы и ожидания, оценивал и структурировал их, сообраз­но им выдвигал цели, разрабатывал решения и программы, совер­шал действия по их практическому осуществлению.

К числу важнейших функций государственного управления от­носятся регулирование интересов, предупреждение и снятие кон­фликтов в обществе. Сюда входят выработка общей политики (внешней, внутренней, отраслевой и т.д.), ее реализация в нор­мативных актах, посредством государственного финансирования и иными правовыми путями. В основе — правовое регулирование, которое сообщает, формирует в стране твердый и единый право­порядок, устанавливает равные стартовые возможности для одно­значных видов деятельности и их субъектов (в экономике, соци­альном обслуживании и т.д.), а значит — ограничивает поле для произвола властных структур и лиц, закрепляет наиболее высокие стандарты поведения. Особенно значима эта функция государст­венного управления на современном этапе формирования рос­сийской государственности. По всем вопросам бытия нужно компетентно определить, почему это можно, а это нельзя, почему что-то запрещено, а что-то нет, кто решал вопросы и каковы ре­альные следствия таких решений. Устранить анахронизмы в пра­вовых нормах, полностью и внутренне согласовать их, своевременно издать актуальные по содержанию правовые регламенты, обеспе­чить правовой контроль (с помощью прокуратуры, суда, арбитра­жа) — без этого наше общество не сможет достичь социального компромисса и стать правовым государством. В реализации этих функций участвуют все ветви государственной власти, выполняя конституционные нормы, установленные статьями глав 4 —8.

Функции правительственной администрации, определенные ст. 114, состоят в следующем: • разработка и представление на утверждение законодатель­ному органу бюджета и обеспечение его исполнения; • распоряжение и управление имуществом, относящимся к собственности государства; • разработка и осуществление программы в области управ­ления экономикой, социальной, культурной сферой; • осуществление мер по обеспечению законности, прав и сво­бод граждан, охране собственности и общественного поряд­ка, борьбе с преступностью; • принятие в пределах своей компетенции правовых актов (постановления, распоряжения); • осуществление мер по обеспечению обороны страны, госу­дарственной безопасности, реализации внешней политики; • обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; • другие функции.

Названные функции в силу своего смысла не могут зависеть от политической конъюнктуры, а обязательны для реализации в административном, т.е. бесспорном, безусловном порядке — в этом суть функций государственно-административных органов.

Функции исполнительной власти (государственно-администра­тивного управления) — это совокупность юридически обосно­ванных, закрепленных в законодательных, указных, иных пра­вовых актах публично-управляющих воздействий, субъектов го­сударственно-административного управления, осуществляемых в административном, т.е. безусловном, бесспорном порядке.

При этом состав функций государственно-административ­ного управления может толковаться как расширительно, так и ограничительно. Например, ст. 6 Конституции РФ требует обес­печения и защиты равноправия граждан на всей территории Рос­сии. Расширительное толкование диктует необходимость унифицирования паспортного режима, контроля за его соблюдением, защиты равноправия граждан всех субъектов РФ в вопросах по­лучения гражданства и гражданских прав и т.д. Такой подход тре­бует единой системы соответствующих административных служб в масштабах страны, начиная от паспортной службы и вплоть до уровня верхнего звена (уровня главы государства) в решении во­просов натурализации (вступления, приема в гражданство РФ). Ограничительное толкование ст. 6 допускает необходимость лишь унифицирована повсеместно одной паспортной службы.

На институциональном уровне реализуются функции конкрет­ного государственного органа — это установленные статутным актом (положением, регламентом, уставом) система, набор видов деятельности, воздействий, которые он вправе и обязан осущест­влять в отношении конкретных управляемых объектов. Объем управленческих функций обусловлен местом госоргана в структу­ре управляющей системы и очерчивает роль (задачи) и пределы данного органа в управлении общественными процессами, отно­шениями, институтами.

Если взять именно функциональный, деятельностный крите­рий для характеристики и классификации институтов власти (субъектов госуправления), то можно выделить, общесоциальные субъекты, использующие целую гамму функций как видов деятельности в целях общеполитического, социального интеграционного воздействия. К таким субъектам относятся федеральные, региональные и местные территориальные органы власти. От них отличаются отраслевые субъекты управления, использующие бо­лее узкий набор специфических функций; потому-то отраслевое управление иногда именуют функциональным управлением. Такое функциональное управление могут осуществлять общенациональ­ные структуры (отраслевые министерства, федеральные службы: налоговая, таможенная, миграционная, почтовая и др.), а также однотипные службы различных госорганов. Например, юридиче­ские (правовые) отделы функционируют в аппаратах всех орга­нов: парламента, правительства, министерств, территориальных администраций.

Функции основные, публично-управляющие воздействия по характеру различаются на политические и административные (правовые и усмотрительные). Очень важно, чтобы и те, и другие выделялись в положении конкретного министерства, уставе ад­министративной службы.

Политические функции характеризуют ведомство как инсти­тут, осуществляющий государственную юрисдикцию и управле­ние с правом издания нормативно-правовых актов в узаконен­ной сфере.

Государственное учреждение может издавать нормативные ак­ты, но они обязательны лишь для тех граждан (физических и юридических лиц) и в том случае, если они являются пользовате­лями услуг данного учреждения, его клиентами.

Политические функции не требуют непрерывного, постоян­ного процесса государственной деятельности. Политика — это деятельность вне законоурегулированных границ, определение об­щего руководства, курса, программ, отдельных мер и действий. Политический интерес или возможность (невозможность) могут стать причиной воздержания от каких-то мер действий, разра­ботки программы и т.д. Политика — всегда выбор и альтерна­тивность в функциональной деятельности субъектов админист­ративно-политического управления.

Административные функции характеризуют ведомство как ин­ститут, предоставляющий услуги физическим и юридическим ли­цам, при этом не предусматривается диспозитивность в отноше­нии с клиентами, потребителями государственных услуг. Субъек­ты, вступающие в отношения получения услуг от данной госадминистративной службы, подпадают под определенную админи­стративную юрисдикцию данной службы и несут ответственность за нарушение законодательства, действующего в отношении дан­ной службы и ее клиентов.

Административные функции — в этом еще одна их специфика и отличие от политических — непрерывны в исполнении. Обес­печение законов, норм, правил, порядка всецело принадлежит к безусловной необходимости, непрерывному исполнению законоустановленных функций государства. Идеалом здесь служит авто­матизм принятия административных мер (скажем, пресечения правонарушения) или реализации законоустановленного правила.

Именно этим и обеспечивается правовой характер государст­ва, публично-правовой режим функционирования демократии (демократия и порядок — каждый день, а не по праздникам или в дни чрезвычайных операций ГИБДД, МВД, как, например, «Вихрь» в Москве.

Наряду с базовыми функциями государственное управление охватывает и те, что реализуются в отдельных сферах, отраслях или участках управления. В научной литературе эти функции име­нуются по-разному: специфические, специальные, специализиро­ванные, особенные.

Соотнесенные с главными целями (задачами) госоргана функ­ции различаются как главные, общественно значимые и вспомо­гательные, обеспечивающие. Иногда, впрочем, функции одного наименования являются главными для одних госорганов и обес­печивающими (вспомогательными) для других. Так, контроль — главная функция правоохранительных органов и обеспечивающая в других, скажем, в министерстве.

Функции управляющего воздействия на внешнюю (общест­венную) среду включают в себя процесс познания действительно­сти и процесс преобразования. Преобладание первого либо вто­рого в функциях управления является основанием для классифи­кации и выделений двух основных групп функций госуправления: познавательно-программирующих и организующе-регулирующих.

На менеджериальном уровне госадминистративного воздейст­вия по отношению к целям (задачам) внутриорганизационного характера известный административист Д.Н. Бахрах выделяет та­кие три группы функций:

1) ориентирование (управляемой) системы — прогнозирова­ние, планирование, нормативное регулирование, методическое ру­ководство и др.;

2) обеспечение системы — кадровое, материально-техничес­кое, финансовое, организационное, информационное и др.;

3) оперативное управление системой — непосредственное ре­гулирование деятельности, учет, контроль, оценка и др.

Эту весьма продуманную классификацию можно все же не­сколько дополнить, в частности, в первую группу включить программирование, информирование, анализирование, консуль­тирование, в третью — координацию, коррекцию.

Такой подход может быть использован для систематизации функций не только внутриорганизационного управления, но и публичного воздействия.

О.А. Тихомиров предлагает свою классификацию функций управления, раскладывая их на общие и специальные полномо­чия, служащие мерой должного поведения (органа, подразделе­ния, должностного лица), самостоятельности в выполнении за­дач и функций.

Руководящие функции, при этом полномочия выражаются словами: руководить, решать, направлять, определять, утверждать.

Регулирующие функции — полномочия: регулировать, уста­навливать, обеспечивать.

Расчетно-информационно-аналитические функции — полно­мочия: изучать, разрабатывать, подготавливать, рассматривать, оценивать, информировать.

Организационные функции — полномочия: организовывать, координировать, согласовывать, инструктировать, содействовать.

Контрольные функции — полномочия: проверять, заслуши­вать, контролировать, корректировать.

На первичном уровне управления реализуются функции ин­дивидуальные как воздействие должностного лица — это виды конкретной управленческой деятельности, которые регламенти­руются, устанавливаются в должностной инструкции, соответст­вуют компетенции (юридической соразмерности правомочиям) и требуют определенной квалификации (профессионального опы­та, образования).

Любой вид управленческой деятельности предполагает осу­ществление универсальных управленческих функций, которые: а) реализуются на всех этапах управленческого процесса — целеполагания, принятия решений, организации их исполнения; б) требуют профессиональной управленческой квалификации (знания и опыта).

 

2. Управление в экономической сфере

 

Термин «экономическая сфера» несколько условен и включает по крайней мере следующие элементы: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, финансы и кредит, торговля и некоторые другие. Рассмотрим некоторые элементы.

В развитии промышленности в Российской Федерации и органи­зации ее функционирования, наряду с деятельностью хозяйствую­щих субъектов, большую роль играет государственное управление.

Под промышленностью понимается такая отрасль экономики, которая охватывает переработку сырья, разработку недр, произ­водство промышленных товаров, производство энергии и энерго­носителей, ремонтно-восстановительные работы, а также дея­тельность по переработке (утилизации) или уничтожению твер­дых, жидких и газообразных отходов, возникающих в ходе про­изводственных процессов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ве­дению Российской Федерации в данной сфере относится управ­ление федеральной государственной собственностью, установле­ние основ федеральной политики и федеральных программ эко­номического развития, установление правовых основ единого рынка, федеральные энергетические системы, ядерная энергети­ка, оборонное производство.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится разграничение государствен­ной собственности, в том числе и в промышленной сфере.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Государственное управление промышленностью осуществля­ется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основной целью государственного управления промышлен­ностью является формирование высокоэффективного промыш­ленного комплекса, способного адаптироваться к требованиям внутреннего и внешнего рынков и обеспечивать выпуск конку­рентоспособной продукции. Для реализации данной цели госу­дарственное управление промышленностью призвано решить та­кие задачи как: стабилизация промышленного производства с последующим увеличением объемов выпускаемой продукции;

развитие научно-технического и промышленного потенциала;

оптимизация структуры промышленности области, стимулирова­ние производства высококачественной и конкурентоспособной продукции; формирование условий для расширения масштабов производства с использованием наукоемких и ресурсосберегающих технологий; создание новой импортозамещающей и экспортоориентированной высокотехнологичной продукции; увеличе­ние доходов бюджета; обеспечение занятости и роста благосос­тояния населения области; развитие предприятий малого и сред­него бизнеса, в том числе на базе реструктуризированных про­мышленных предприятий.

Организация государственного управления промышленностью строится на следующих принципах:

комплексность развития различных отраслей промышленности;

оптимальное использование трудовых, природных и технико-технологических ресурсов;

приоритетность развития наукоемких, высокотехнологичных и экологически чистых промышленных производств;

признание равенства прав, самостоятельности и ответственности субъектов промышленной деятельности независимо от их орга­низационно-правовой формы и отраслевой принадлежности;

целевой характер предоставления мер государственной под­держки субъектам промышленной деятельности за счет бюджет­ных средств;

дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных субъектов промышленной деятельности в зависимости от их социально-экономической значимости и перспектив развития;

гласность и обоснованность определения критериев, на осно­вании которых реализуется государственная поддержка субъек­тов промышленной деятельности.

Государственное управление сельским хозяйством - это управ­ление в сфере производства, переработки и реализации сельско­хозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая ры­бу и морепродукты, а также производственно-технического об­служивания и материально-технического обеспечения агропро­мышленного производства[3].

Задачами государственного управления сельским хозяйством

являются стабилизация и развитие агропромышленного произ­водства, обеспечение продовольственной безопасности Россий­ской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сель­ским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленно­сти, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агро­промышленного производства.

Государственное управление сельским хозяйством осуществ­ляется по следующим основным направлениям:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйст­венных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное нало­гообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфе­ре агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источ­ников. Средства федерального бюджета, направляемые на под­держку и развитие агропромышленного производства, использу­ются на следующие цели:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобре­тение новой техники и оборудования, сортовых семян и племен­ных животных, в соответствии с федеральными целевыми про­граммами;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных ме­роприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сель­скохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию ка­рантинных и особо опасных инфекционных заболеваний живот­ных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного про­изводства;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ре­сурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гиб­ридных семян сельскохозяйственных культур;

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продук­ции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и переквалификации кадров в области агропромыш­ленного производства.

Товаропроизводителям в сфере агропромышленного произ­водства гарантируется возможность свободной реализации сель­скохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законо­дательством.

В случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйствен­ных продукции, сырья и продовольствия, отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Для стабилизации рынка сельскохозяйственных товаров, осу­ществляются закупочные и товарные интервенции продукции, сырья и продовольствия. Закупочные интервенции осуществляют­ся в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Заку­почные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаро­производители в сфере агропромышленного производства не в со­стоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольст­вия соответствующих видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельско­хозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйст­венных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реа­лизации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольст­вия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производст­ва в случаях, предусмотренных Правительством Российской Фе­дерации.

Строительство - это сфера экономической деятельности, ко­торая обеспечивает сооружение новых и реконструкцию дейст­вующих производственных объектов, строительство жилых домов, культурно-бытовых и административных зданий и сооружений.

В рамках строительства выделяют градостроительную дея­тельность (градостроительство), под которой понимается деятельность государственных органов, органов местного само­управления, физических и юридических лиц в области градо­строительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проек­тирования, строительства и реконструкции объектов недвижи­мости с учетом интересов граждан, общественных и государст­венных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных терри­торий и поселений[4].

Архитектурная деятельность - профессиональная деятель­ность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архи­тектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для ре­конструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организа­ции профессиональной деятельности архитекторов[5].

Под жилищно-коммунальным хозяйством понимается ком­плекс объектов инженерной инфраструктуры, зданий и сооруже­ний различного назначения, а также система предприятий и уч­реждений, обеспечивающих гарантированный уровень предос­тавления жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство может включать в свой состав предприятия и уч­реждения, осуществляющие следующие виды деятельности: во­доснабжение, водоотведение, включая ливневую канализацию, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (включая сжиженный и природный газ); очистку сточных вод, включая утилизацию осадков сточных вод, сбор, вывоз, утилизацию и за­хоронение бытовых отходов, сезонную уборку улиц, дорог, пло­щадей, обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории населенных пунктов, содержание отопительных пе­чей, газоходов и дымоходов (в домах с печным и газовым ото­плением, с газовыми колонками), вентиляции; строительство, эксплуатацию и ремонт объектов благоустройства и дорожно-мостового хозяйства населенных пунктов; содержание и ремонт жилых домов, включая лифтовое хозяйство, уборку и благоуст­ройство придомовых территорий; предоставление услуг бань, прачечных, гостиниц, ритуальных услуг, учет недвижимости.

Государственное управление в области строительства, архи­тектуры и жилищно-коммунального хозяйства представляет со­бой исполнительно-распорядительную деятельность органов ис­полнительной власти, включающую в себя издание строительных нормативов и правил; осуществление лицензирования деятельно­сти по разработке строительной и проектной документации, ар­хитектурной деятельности; проведение государственной экспер­тизы строительной документации; осуществление государствен­ного контроля за использованием и охраной земель при осущест­влении строительства, а также проведение ряда других мер.

Транспорт и связь являются важнейшими составными частями производственной инфраструктуры России. Их устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороно­способности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

В настоящее время транспорт включает железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный и автомобильный.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Феде­рации к ведению Российской Федерации относятся: федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь.

К ведению субъектов Российской Федерации относятся транс­портное обслуживание населения, развитие региональной сети автомобильных дорог, развитие телефонной связи, а также другие вопросы регионального характера в сфере транспорта и связи.

В связи с этим управление транспортом и связью осуществля­ется как на федеральном уровне соответствующими министерст­вами, так и на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

3. Субъекты государственного управления

Основными звеньями действующей структуры государственного управления являются: Президент РФ; Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные комиссии, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные надзоры); президенты и главы субъектов РФ; правительства субъектов РФ; министерства и другие региональные органы исполнительной власти субъектов РФ. Все они каждодневно осуществляют функции государственного управления и решают его задачи[6].

Президент РФ Указом от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»  упразднил 13 министерств, 2 госкомитета, 1 федеральную комиссию, 4 службы и 4 агентства. Тем же указом образованы 5 новых министерств, 18 федеральных служб, 20 федеральных агентств и одно федеральное казначейство.

Теперь, Правительство будет состоять из структур трех уровней: федеральное министерство - федеральная служба - федеральное агентство. Все эти структуры являются взаимосвязанными, и каждая имеет специализацию.

Федеральное министерство вырабатывает общую политику отрасли, принимает нормативные правовые акты и несет политическую ответственность за состояние дел в подотчетной ему сфере. Однако при этом оно не обладает полномочиями выдавать лицензии, принимать решения по отношению к конкретным организациям и лицам, управлять федеральным имуществом.

Федеральная служба следит за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом.

Федеральное агентство оказывает государственные услуги и управляет федеральным имуществом (ГУПы, казенные предприятия, акции в федеральной собственности), но не может устанавливать правила поведения и осуществлять надзор за деятельностью граждан и организаций (выдавать разрешения, лицензии, квоты и т.п.). Выступает заказчиком по федеральным целевым программам и финансирует подведомственные учреждения.

Следующая страница >>