(495) 648-49-51

на связи с 11.00 до 19.00

Напишем на заказ:

Магистерские диссертации
Дипломные работы
Курсовые работы
Другие работы.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» магистратура является одним из уровней образования, а именно – высшего профессионального образования. В настоящее время подготовка магистров осуществляется на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1763 (далее – Стандарт).

В настоящее время магистерские программы уже достаточный период времени активно реализуются в учреждениях высшего  профессионального образования, что создает объективные предпосылки для оценивания не только качества подготовки выпускников магистратуры, но и непосредственно организации образовательного процесса, содержания образовательных программ и условий их реализации.

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, при этом наряду с другими средствами оценки качества освоения магистерских программ Стандарт в п.8.1 предусматривает итоговую государственную аттестацию выпускников. В свете обсуждения вопроса необходимости пересмотра квалификационных требований в различных отраслях, и особенно в сфере юриспруденции, содержание и форма итоговой аттестации магистров приобретает особую актуальность. Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что магистерская подготовка может осуществляться при наличии любого базового образования, то есть совершенно не обязательно профильного.

В связи с чем содержание и форма итоговой аттестации должны предполагать использование соответствующих критериев, позволяющих оценить качество подготовки выпускников, имеющих первоначально принципиально разные уровни подготовки.

В соответствии с п.п.8.6. и 8.7. Стандарта итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

«8.7. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач в юридической деятельности в соответствии с магистерской программой.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Она должна представлять собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением того вида деятельности, к которому готовится магистр (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, педагогической).

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также процедуры ее защиты определяются высшим учебным заведением.»

Таким образом, Стандарт, предоставляя высшим учебным заведениям относительную свободу в установлении требований, создал тем самым предпосылки для формирования неоднозначного статуса магистерской диссертации.

Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» (принято ученым советом университета, протокол №10 от 27 июня 2012 г.) итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний, среди которых и защита выпускной квалификационной работы (п.1).

В соответствии с Положением о выпускных квалификационных работах студентов Тверского государственного университета (принято решением ученого совета университета, протокол №10 от 27 июня 2012 г.) выполнение выпускной квалификационной работы является  «итогом освоения подготовки специалиста на соответствующей ступени высшего профессионального образования» (п.1.1.). При этом для  магистров данная работа имеет форму магистерской диссертации.

«Магистерская диссертация является законченным научным исследованием, обеспечивающим закрепление академической культуры, методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности, и предусматривает:

- самостоятельную формулировку научной, научно-исследовательской или учебно-методической проблемы;

- самостоятельный анализ методов исследования, применяемых при решении научно-исследовательской задачи, научный анализ и обобщение материала, используемого в процессе исследования;

- получение новых результатов, имеющих теоретическое, прикладное и научно-методическое значение;

- апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на научных конференциях (не ниже уровня конференций молодых ученых) или подготовленных публикаций в научных сборниках и журналах.».

Как видим, достаточно ярко прослеживается научный «уклон», предполагается, что магистерская диссертация имеет статус скорее научной работы, нежели квалификационной.

Положения Стандарта в части установления общих требований к магистерской диссертации дублируются и в разделе 3 Положения о магистерской подготовке (магистратуре) Тверского государственного университета (принято ученым советом университета, протокол №7, 30 марта 2011 г.). Однако при этом указывается, что «требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы … определяются ученым советом факультета».

Согласимся, что именно на факультете может быть в полной мере учтена специфика магистерской подготовки, именно кафедры, реализующие магистерские программы, должны предлагать соответствующие требования.

В то же время необходимо сформировать общее представление о статусе магистерской диссертации. В частности, магистерская диссертация – это работа, которая подтверждает соответствие выпускника квалификационным требованиям, то есть уровню профессионального образования. Либо магистерская диссертация – «промежуточный этап» в подготовке научно-педагогических кадров? И именно этим объясняется отмеченный акцент на приоритете научно-исследовательской составляющей магистерской диссертации. Либо приверженность науке основывается ассоциативно, поскольку в наименовании выпускной работы использовано слово «диссертация»?

Кстати, слово «диссертация» в Новейшем большом толковом словаре русского языка именно так и истолковано – «научная работа, публично защищаемая автором для получения ученой степени».

Такая постановка проблемы в целом и обозначенных вопросов в частности обусловлена и тем, что в п.4 ст.69 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается следующее: «К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).» .Заметим, бакалавриат не назван, то есть перед поступлением в аспирантуру бакалавр должен пройти обучение по магистерской программе.

Заметим, что требования, предъявляемые к содержанию магистерской диссертации как форме научно-исследовательской работы магистров, подлежат обсуждению, прежде всего, в среде руководителей магистерских программ.

В частности, О.А.Серова отмечает: «Основным отличием образовательной программы магистратуры, в отличие от специалитета (ранее существовавшего) и бакалавриата, является акцентирование внимания на научно-исследовательской подготовке студентов. Нельзя не отметить, что ФГОС не рассматривает магистратуру как программу научной подготовки, но значительное внимание этому аспекту, несомненно, уделено».

А.В.Барков, «форматируя» научную составляющую отдельной учебной дисциплины, также подчеркивает ее значимость в последующем написании магистерской диссертации: «… заключается в развитии у выпускников способности самостоятельно и творчески анализировать законодательство и практику его применения, выдвигать и отстаивать выносимые предложения, обобщать научные материалы и делать соответствующие выводы в целях успешного написания магистерской диссертации и подготовки к государственным экзаменам».