В США эссе-сочинения студенты пишут 3–4 раза в неделю и по всем предметам.
Все это отнимает много времени. За месяц получается 15, за 10 месяцев – 150, за 5 лет – 750 эссе. Другими словами – не отходи от компьютера, думай, формулируй, печатай, посылай преподавателю.
Тут возникает серия вопросов:
– нужно ли так загружать студентов?
– что такое «эссе»?
– каков объем и содержание эссе?
– можно ли просто позаимствовать (скачать) текст из Интернета?
– кто и когда проверит эту «писанину»?
– где писать эссе – дома или в аудитории (под присмотром преподавателя)?
– как оценивать эссе?
– эссе рассчитано на кого – бакалавров, или магистров, или докторов философии?
Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Историческое эссе также должно содержать исторические факты, цитаты, обращение к первоисточникам. Достоинством эссе является возможность выбора уникальных тем (благодаря применению метода цитирования), что снижает вероятность плагиата в студенческих работах. При написании эссе студент должен проявить все шесть категорий обучения, представленные в классификации Блума: знание, понимание, умение, анализ, синтез, оценивание. Кроме того, этот вид письменной работы способствует формированию грамотной речи студентов.
Что следует понимать под эссе прежде чем заказать эссе?
Приведем принятые в литературе определения.
«Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно].
Или другой вариант: «Эссе (от франц. «essai» – опыт, наброски) – это прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу. Ближе всего к понятию «эссе» находится жанр очерка. В целом этот термин используется для обозначения сочинений, жанр которых трудно определить точнее».
Эти определения показывают, что:
– понятие «эссе» относится к литературным произведениям;
– «эссе» не имеет строгих правил построения;
– «эссе» далеко не полностью соответствуют тому содержанию, которое вкладывают в него в высшей школе.
Следует отметить, что термин «эссе» пора уже заменить на другое понятие, например, на сочинение, научные записки, взгляд, видение и др.
Термин «эссе» на Западе уже принят, поэтому до появления лучшей замены этому понятию, вероятно, следует сохранить этот термин.
В нашем представлении эссе – это свободное изложение известных знаний и собственных соображений по заданной теме.
Объем и содержание эссе зависят от специализации и личности автора, изучаемой дисциплины. У специалистов технических наук сочинения занимают обычно меньший объем, а у гуманитариев – чуть побольше.
Указывать количество страниц в сочинениях вряд ли нужно. А по характеру эссе нужно отметить следующее:
– необходимо раскрыть содержание заданной темы;
– и руководителю, и студенту помнить, что эссе – это приоткрытая дверь (окно, форточка) в научно-исследовательскую работу;
– не следует писать «вокруг» и «около» темы.
Композиция эссе которое вы закажите будет выглядеть следующим образом.
Первый шаг любого сочинения – это составление плана. Эссе следует начинать с какого-то вступления. Затем идут основное содержание, выводы, заключение, список литературы.
Во вступлении нужно раскрыть общее содержание темы. В содержательной части следует отразить актуальность и новизну работы, методику проведения исследования, полученный результат, его значимость и эффективность. А в выводах надо подвести итоги работы.
Конечно, эссе можно написать по-разному. Многое зависит от того, каков характер работы – только учебный, учебный и исследовательский или только исследовательский.
Что следует отразить в эссе.
Во-первых, определенное время действия (сегодняшний или вчерашний день) и актуальность темы. Сейчас в литературе практически можно найти все по теме, но все это отражает прошлое.
Во-вторых, пространство, место действия, конкретный регион, город, район.
В-третьих, методологию или методику, например, действие не одного, а 2-х–3-х факторов, исторический или социологический (философский, экологический) подход.
В итоге тема эссе должна быть сформулирована так, чтобы по ней что-то найти и переписать было невозможно. Это не исключает реферативности работы по существу темы. Собственно реферативный или поисковый характер работы зависит от уровня автора эссе, например, кто он: бакалавр, магистр, доктор философии, а также нацеленности преподавателя и уровня развития (способности) обучаемого.
Возникает вопрос не только о написании эссе, но и о ее проверке. Кто и когда, например?
Здесь важным является вопрос об оплате труда преподавателя. Ничего из затеи с эссе, без должного стимулирования преподавателя, не получится. Где писать эссе – в аудитории или дома? Ответ – и там, и там.
После того, как работа подготовлена дома, проверена и принята, эссе пишется за один академический час в аудитории в присутствии преподавателя.
Как оценивать эссе? В качестве критериев оценки нужно принять:
– наличие ответа по теме;
– полноту ответа;
– присутствие элементов новизны;
– грамотность изложения.
Возможно и раздельное оценивание по каждому критерию.
Кому необходимо эссе? Бакалаврам, магистрам, докторам?
Совокупность эссе у бакалавров должна стать основой дипломной работы, у магистров – магистерской диссертации, у докторов философии – докторской диссертации.
Эссе – это как шаг в специальность и науку. Эссе по содержанию меняется – от простого к сложному и очень сложному. Содержание эссе в связи со специальностью студента, предметом изучения (физика или философия) существенно меняется.
Особенно это относится к подготовке бакалавров. Для них по многим предметам эссе должно носить реферативный характер. Однако по специальным предметам на старших курсах эссе может иметь не только реферативный, но и поисковый, исследовательский характер.