Международно-правовое регулирование охраны озонового слоя Земли

ПЛАН

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Общая правовая характеристика озонового слоя Земля……………...7

1.1. Правовое регулирование охраны озонового слоя по российскому законодательству…………………………………………………………….……7

1.2. Правовая охрана атмосферы Земли………………………………………..12

Глава 2. Нормы международного права, регулирующие охрану озонового слоя Земли……………………………………………………………………..…42

2.1. Международно-правовая защита озонового слоя……………………...…42

2.2.  Конвенция об охране озонового слоя Земли 1985 г…………………..…47

2.3. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. …………………………………………………………………………….53

Заключение……………………………………………………………………….66

Список использованных источников………………………………………...…71

 

 

Введение

 

В соответствии с доктриной международного права международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды, т.е. состоит из международно-правового регулирования охраны вод, воздуха или атмосферы, почв, лесов, флоры и фауны. В настоящей работе нас интересует конкретная сфера регулирования международного экологического права, а именно вопросы регулирования международно-правовой охраны озонового слоя Земли.

Внимание, уделяемое сегодня во всем мире пробле­мам охраны окружающей среды, не случайно. Стремительное развитие научно-технического прогресса, производительных сил обществ все более интенсивное использование природ­ных ресурсов не только создают предпосылки для бо­лее полного удовлетворения потребностей людей, но и вызывают последствия, способные поставить чело­вечество на грань глобального экологического кризи­са. Возникают совершенно новые, неизвестные ранее проблемы и противоречия планетарного масштаба, затрагивающие самые основы существования цивили­зации.

В соответствии с доктриной международного права международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды, т.е. состоит из международно-правового регулирования охраны вод, воздуха или атмосферы, почв, лесов, флоры и фауны. В дипломной работе нас интересует конкретная сфера регулирования международного экологического права, а именно вопросы регулирования международно-правовой охраны атмосферы и озонового слоя.

Атмосфера Земли наряду с другими важнейшими элементами биосферы испытывает постоянно возра­стающие нагрузки, причем в результате не только во­енных приготовлений государств, но и мирной деятельности. Сжигание миллионов тонн ископаемого топлива для производства электроэнергии, использо­вание различных видов транспорта, распашка земель и уничтожение лесного покрова, интенсивное освое­ние Мирового океана, приводящее к его загрязнению и уменьшению массы фитопланктона — главного источника кислорода планеты, и т. п. — все это оказы­вает негативное влияние на состояние атмосферы. Загрязнение атмосферного воздуха, в свою очередь, наносит вред экономике государств, отрицательно сказывается на состоянии всех элементов природы: животного и растительного мира, морей и океанов, почвы и лесов. Нарушение теплового и энергетиче­ского баланса планеты может вызвать глобальные погодные и климатические изменения.

Атмосфера Земли — общечеловеческое благо, ис­пользуемое всеми странами и народами, всем без исключения населением земного шара. Поэтому защи­та и сохранение благоприятного для человечества со­стояния атмосферы требуют участия всех государств независимо от их социально-экономического строя или уровня развития.

Осознание общечеловеческой ответственности за состояние атмосферы Земли, как и всей биосферы, с неизбежностью будет заставлять государства акти­визировать свои усилия и предпринимать согласован­ные действия, направленные на решение этой задачи.

Важная роль в обеспечении международного со­трудничества по кардинальным направлениям разви­тия человеческое цивилизации принадлежит между­народному праву. Выступая в качестве основного регулятора поведения государств, их отношений между собой в области охраны окружающей среды и рацио­нального использования природных ресурсов на осно­ве выводов естественных наук, оно способствует установлению таких международных отношений, которые отвечают интересам всего сооб­щества наций.

Говоря об атмосфере как о природном ресурсе, нужно помнить, что это понятие не сводится только к атмосферному воздуху. Важную роль играет слой озона, защищающий Землю от пагубного действия ультрафиолетового излучения Солнца.

Вопрос о значении озонового слоя атмосферы и влияющих на него факторах возник сравнительно не­давно. Тем не менее он стал сейчас предметом ожив­ленных дискуссий в научных кругах, включен в пове­стку дня ряда международных организаций, в том числе UNEP, привлек внимание прави­тельств многих стран мира.

Государство в нашей стране может владеть всеми видами природных ресурсов - землей, недрами, лесами, водами, животным миром, но по некоторым видам природных ресурсов их собственником может быть преимущественно государство. Отсутствие права собственности у кого-либо на атмосферный воздух не исключает ведущей роли государства в регулировании его охраны, установлении квот вредных выбросов, взыскании им платежей за их превышение и за загрязнение атмосферного воздуха.

Объектом дипломной работы является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе международно-правового регулирования охраны озонового слоя Земли.

Предметом дипломной работы выступают правовые нормы регулирующие охрану озонового слоя Земли.

Целью дипломной работы является анализ международно-правового регулирования охраны озонового слоя Земли.

Для изучения данного вопроса были поставлены следующие задачи:

  1. выявить особенности правового регулирования охраны озонового слоя по российскому законодательству и определить наиболее эффективную форму правового режима охраны озонового слоя Земли;
  2. определить особенности правовой охраны атмосферы Земли;
  3. исследовать международно-правовые договоры регулирующие правовые аспекты охрану озонового слоя;
  4. проанализировать Конвенцию об охране озонового слоя Земли 1985 г.;
  5. рассмотреть Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г.

Нормативную базу дипломной работы составили Венская конвенция  об охране озонового слоя (далее – Венская конвенция 1985 г.)[1],  Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (далее – Монреальский протокол),[2] Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ)[3], и другие нормативно-правовые акты.

Теоретической основой дипломной работы  послужили труды таких ученых-правоведов, как: Агафонова В.Б., Бринчук М.М., Быковского В.К., Виноградов С.В., Выпханову Г.В., Габитов Р.Х., Дубовик О.Л., Жаворонкову Н.Г., Зиновьеву О.А., Елисеева В.С., Колбасов О.С., Краснову И.О., Клименко Б.М., Колосов Ю.М., Крассов О.И., Миннекаева Д.Р., Малеев Ю.Н., Пашову М.С., Соловей Ю.В., Тишенко Н.Ф., Шпаковского Ю.Г., Чичварин В.А. и др. 

 



[1] Венская конвенция об охране озонового слоя (Заключена в г. Вене 22.03.1985) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 692 - 700.

[2] Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Подписан в г. Монреале 16.09.1987) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 7. С. 3 - 13.

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.

 

 

Заключение

 

Проведенные в дипломной работе исследования   нормативных правовых актов, различные взгляды юристов, позволяют сделать следующие выводы.

Атмосфера представляет собой важный природный объект, имеющий огромное значение как с экологической, так и с экономической точки зрения. Атмосферный воздух наиболее активно привлекается к хозяйственной деятельности. Он является наиболее гибким элементом природной среды. Благодаря общей циркуляции атмосферы воздушные массы за короткий срок преодолевают огромные расстояния протяженностью несколько тысяч километров. Таким образом, атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и главным условием существования человечества. По своему физическому составу атмосферный воздух не может считаться ни неотъемлемой составной частью территории государства, ни объектом общего международного права собственности. Иначе создается парадоксальное положение: выходит, что владелец воздушной массы, перемещающейся в пространстве атмосферы, периодически меняется.

В целом в связи со статусом атмосферного воздуха существуют следующие теории:

- атмосферный воздух как объект права собственности (Б.М. Клименко, Ю.Н. Малеев);

- отрицание права собственности государства над атмосферным воздухом (М.М. Бринчук, В.А. Чичварин);

- атмосферный воздух как особый вид природных ресурсов, не имеющих отношения к суверенитету и собственности государства (P. Fauchille);

- атмосферный воздух как объект общего пользования (Р.В. Деканозов);

- атмосферный воздух как общее наследие человечества (И.И. Лукашук);

- атмосферный воздух как один из видов международных природных ресурсов (советская международно-правовая доктрина, G. Kano, M. Magarinos de Mello);

- атмосферный воздух как один из видов делимых природных ресурсов (X. Барберис);

- атмосферный воздух как один из видов универсальных природных ресурсов (В.А. Чичварин);

- атмосферный воздух как один из видов природных ресурсов Земли (YUN EP, BDT);

- атмосферный воздух как общее наследие человечества (А.Ш. Кисс, О. Шахтер);

- доктрина «Общественной опеки» (В. Нада).

По мнению большинства специалистов, занимаю­щихся правовыми проблемами окружающей среды, атмосферный воздух является международным при­родным ресурсом. Однако единого подхода к правовому статусу атмосферы, ответа на вопрос, что собой представляет атмосферный воз­дух — универсальный ли это международный ресурс или разделяемый, до сих пор нет.

 В частности, ряд экспертов ЮНЕП выступали за то, чтобы воздушная масса на территории ограниченного числа государств (например, на одном материке) была отнесена к делимым природным ресурсам. Существуют и такие подходы, сторонники которых считают атмосферу «общим наследием человечества».

Понятие «общее наследие человечества» впервые было определено в международном морском праве путем закрепления в отношении определенных природных объектов особых принципов пользования  «общим наследием» во имя интересов всего человечества. А в отношении атмосферы существует другой режим пользования, определяемый национальным законодательством. Государство обладает суверенным правом пользования природными ресурсами в пределах своей территории. Признание прав государств в отношении атмосферного воздуха над своей территорией означает исключительное право этих государств на пользование атмосферным воздухом, а также то, что реализация данного права не нарушает благоприятное состояние окружающей среды и законные интересы другого государства.

Слож­ность определения правового статуса атмосферы, заключается в том, что в отличие от боль­шинства других видов природных ресурсов, которые в той или иной степени локализованы и могут рассматриваться в качестве элемента либо государственной территории, либо пространств, находящихся за пре­делами национальной юрисдикции, воздух является наиболее подвижным элементом природной среды, не знающим и не признающим не только политических, но даже каких-либо естественных границ.

С одной стороны, атмосфера отличается от «ти­пичных» универсальных, или общих, ресурсов, посто­янно находящихся в пространствах за пределами на­циональной юрисдикции, или, иначе, в пределах меж­дународных территорий (ресурсов Антарктики, мор­ского дна за пределами национальной юрисдикции, Луны и небесных тел), поскольку в тот или иной мо­мент массы атмосферного воздуха оказываются в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию государств. С другой стороны, она не является и «типичным» разделяемым природным ре­сурсом, находящимся в пользовании, как правило, ограниченного числа государств, таким, как воды международных рек, пограничные залежи  нефти или газа и т.п.).

Именно эта специфика атмосферы предопредели­ла расхождения в доктринальном толковании ее пра­вового статуса и попытки создания различных юри­дических конструкций.

Открытие учеными того, что широко используемые химические вещества разрушают озоновый слой стратосферы, побудило ряд стран в начале 80-х гг. запретить использование хлорофтороуглеводородов (СFCs) для производства аэрозольных спреев. В то же время стало очевидно, что широкое использование спреев - это проблема, которая не может быть решена в одностороннем порядке или даже на региональном уровне. Таким образом, Организация Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP)  определило главной целью в своем плане действий по законодательству решение вопроса о защите озонового слоя. Ито­гом нескольких лет, в течение которых принимались попытки решить этот вопрос, стала Конвенция о защите озонового слоя, принятая в Вене 22 марта 1985 г., а в последующем и Монреальского протокола.

Значение Венской конвенции в том, что с ее принятием была заложена международно-правовая основа защиты озонового слоя. В документе содержится призыв ко всем странам принять на себя ответственность за истощение озона и предпринять конкретные совместные усилия по скорейшему разрешению проблемы в виде проведения совместных исследований по проблеме и обмен информацией.

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, был принят в рамках реализации Венской конвенции об охране озонового слоя. Данный Протокол закрепил четкий механизм сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ, установленных в приложении к нему.

Монреальский протокол принятый для конкретизации положений Венской конвенции, стал первой попыткой реального сокращения веществ, разрушающих озоновый слой, первым шагом по глобальной регламентации и контролю производства и потребления хлорфторуглеродов (ХФУ).

Разработка и принятие государствами Венской конвенции и Монреальского протокола по  нашему мнению сыграли определяющую роль в эффективном решении озонового кризиса.

Итак, на сегодняшний день, комплексное международно-правовое регулирование охраны озонового слоя осуществляется Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г.



Список использованных источников

 

1. Нормативно-правовые акты

 

  1. Венская конвенция об охране озонового слоя (Заключена в г. Вене 22.03.1985) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 692 - 700.
  2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Подписан в г. Монреале 16.09.1987) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 7. С. 3 - 13.
  3. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Заключена в г. Женеве 13.11.1979) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 194 – 199
  4. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (London Convention (LC)) (Заключена в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Мехико, Москве 29.12.1972) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1978. С. 540 - 549.
  5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ-73/78) // СПС «Консультант+»
  6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992) // Бюллетень международных договоров. 1996. № 12. С. 23 - 24.
  7. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Подписан в г. Киото 11.12.1997) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 5. С. 3 - 23.
  8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 17.12.2013) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 17.08.2012.
  9. Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (Заключено в г. Москве 09.06.2009) // СПС «Консультант+»
  10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
  11. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  12. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  13. Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30. Ст. 4059
  14. Постановление Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 (ред. от 15.11.2010) «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2353.
  15. Постановление Правительства РФ от 05.05.1999 № 490 (ред. от 22.04.2009) «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 20. Ст. 2433.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.1999 № 1368 «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 50. Ст. 6238.
  17. Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 № 539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 36. Ст. 3705
  18. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 408 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 20. Ст. 2502. Документ не применяется с 1 января 2014 г. в связи с истечением срока действия временной квоты, установленной данным документом.

 

2. Литература 

  1. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учеб. пособие. Минск: World Wide Printing, 1999.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
  3. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985
  4. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
  5. Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы / Отв. ред. Н.В. Захарова. М., 1987
  6. Винокурова М., Левицкая Е., Ожаровский А. В Бонне сделан шаг к Канкуну // Экология и право. 2010. № 38. С. 17-20
  7. Голубецкая Н.П. Новые задачи природоохранной политики в условиях изменяющегося положения в Европе // Российский юридический журнал. 2000. № 8. С. 77-80
  8. Габитов Р.Х. Правовая охрана атмосферы Земли. Уфа, 2001
  9. Габитов Р.Х. Проблемы повышения эффективности законодательства об охране атмосферного воздуха // Российский юридический журнал. 2000. № 7. С. 60 - 64.
  10. Гришанин Е.И., Коновалова О.В. Парниковый эффект и судьба жизни на Земле // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. № 5 - 6. С. 108 - 110.
  11. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: Учебник. М.: Юристъ, 2006.
  12. Гиннес Л. Большая книга знаний. 1997. Guinness Publishing Ltd. / Пер. М.: АСТ, 2000
  13. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  14. Деканозов Р.В. Юридическая природа космического пространства, небесных тел и их ресурсов // Космос и право. М., 1980. С. 48 - 49.
  15. Джеймс Дитрих. США решили стать мировым лидером в борьбе с глобальным потеплением // Экология и право. 2009. № 32. С. 5.
  16. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
  17. Кузнецова О.Н. Защита атмосферного воздуха в международном праве // Экологическое право. 2000. № 1. С. 20-23
  18. Клименко Б.М. Государственная территория. М., 1974
  19. Колосов Ю. М. Международная безопасность и Мировой океан. М.: Наука, 1982.
  20. Кумыков Ю. Всемирный потоп // Отражение. 2003. № 3. С. 4
  21. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 2004.
  22. Магеррамов А.А. Охрана атмосферного воздуха // Международное публичное и частное право. 2010. № 3. С. 14-17.
  23. Международное право: Учебник / Под ред. В.И. Кузнецова. М., 2001.
  24. Международное экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.
  25. Миннекаева Д.Р. Международно-правовые аспекты охраны атмосферного воздуха: Автореф. дис.... к.ю.н. Казань, 2005
  26. Миннекаева Д.Р. Рыночные механизмы Киотского протокола // Вестник ТИСБИ. 2005. № 2. С. 84 - 89.
  27. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
  28. Морозов В.И. Киотский протокол и предложения по позиции Министерства природных ресурсов (МПР) России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. № 4. С. 87-90
  29. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) / Е.Н. Абанина, А.П. Анисимов, А.В. Кодолова и др.; под ред. А.П. Анисимова. М.: Деловой двор, 2011.
  30. Соловей Ю.В. Правовое регулирование выбросов парниковых газов за рубежом // Международное публичное и частное право. 2004. № 6 (21). С. 36 - 41.
  31. Тишенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. М.: Химия, 1991.
  32. Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М., 1970
  33. Экологическая преступность в Европе / Сост.: Комт Ф., Кремер Л.; Отв. ред.: Дубовик О.Л. - М.: Городец, 2010.

 

Не можете найти готовую работу?