Своеобразие восточной философии

ПЛАН

 

Введение……………………………………………………………………...………3

Глава 1. Особенности восточной философии………………………………….…..4

Глава 2. Философия в Древней Индии……………………………………………..5

Глава 3. Философия Китая…………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………….17

Литература………………………………………………………………………….18

 

 

Введение

 

Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями для обозначения философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в различных природных, культурных, политических, исторических условиях.

Обычно в понятие «восточная философия» включаются философские системы древней Индии, древнего Китая, других восточных цивилизаций древности – Египта, Вавилона, Ирана, Финикии, Японии, а позднее – философские идеи, вызревавшие в арабо-мусульманском мире.

В реферат мы ограничимся изложением философских традиций Индии и Китая.

Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китая. Философская мысль на Восток, зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.

Философия Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI—V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей.

 

Заключение

 

В целом восточная философия не дифференцирует себя от окружающего мира, а лишь акцентирует некоторые моменты мира как особо значимые. Восточная философия не разделяет теорию и практику. Философия и образ жизни оказываются тождественными. Восточная философия созерцательна и чутко реагирует на малейшие изменения в окружающем мире, формируя достаточно жесткую теоретическую конструкцию картины мира, способную показать устойчивость в изменчивом Бытии. Разные философские системы Востока различаются лишь акцентированием различных сторон изменчивого мира. В силу слабой дифференцированности структуры картины мира, даже небольшие различия в акцентах полностью меняют всю систему мировоззрения, но не перекрывают возможности совмещения различных философских систем в индивидуальном или групповом мировоз­зрении.

Особенности восточной философии:

1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);

2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука - и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур;

3) происхождение и сущность человека мифологичны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека - миру; они творения богов.

 

 Литература  

  1. Гриненко Г.В. История философии. М., 2000
  2. Омельчук О.Н. Представления о поведении человека в философии Древней Индии // Законность и правопорядок на современном этапе развития общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции 17 апреля 2012 г.. - Краснодар: Краснодар. ЦНТИ, 2012, Т. 1. - С. 197-204
  3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. М., 2010.
  4. Степанянц М.Т. История восточной философии: Учебное пособие. – М., 2011.
  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов. М., 2010.
  6. Шинкова С.М. Философия древнего востока. М., 2009.
  7. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
  8. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник. М., 2013.
  9. Философия: Учеб. / Под ред. Губина В.Д. и др. – Изд. 2-е. – М., 2011. С. 29
Не можете найти готовую работу?