Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Эразм Роттердамский и проблема мудрости
1.1. Жизненный и творческий путь Эразма …………………. 5
1.2. «Похвала Глупости» как… похвала Мудрости? ……… 7
2. Мишель Монтень о человеческой мудрости
2.1. Монтень: жизнь и творчество …………………………… 13
2.2. Мудрость в понимании Монтеня ……………………….. 14
Заключение …………………………………………………………….. 20
Список литературы ……………………………………………………. 21
Введение
В 1969 г. мир отмечал 500-летие одного из величайших своих деятелей – философа, публициста, гуманиста и богослова Эразма из Роттердама. В России сегодня это имя не назовешь популярным – однако для советско-российской творческой интеллигенции этот юбилей не прошел незамеченным.
Эпоха Эразма «во многом определила направление той исторической магистрали, по которой движется современная цивилизация»/
О другом же знаменитом представителе ренессансного гуманизма, Мишеле Монтене, Андре Моруа с полным основанием писал еще сравнительно недавно: «Нет писателя, который был бы нам так близок, как этот перигорский дворянин, умерший в 1592 году. Идет ли речь о невежестве, терпимости, бесконечном многообразии обычаев, мы можем воспользоваться его опытом».
Настоящая работа посвящена рассмотрению вопроса: как понимали эти два автора «мудрость», что означало это понятие в системе каждого из них. Соответственно, предметом исследования выступают работы Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня, а его объектом – проблема мудрости, как она представлена в этих работах.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- ознакомиться с жизненным и творческим путем Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня;
- проанализировать подходы указанных авторов к проблеме человеческой мудрости.
Материалом послужили тексты рассматриваемых авторов, а также академические работы авторитетных советских, российских и зарубежных исследователей.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
- Эразм Роттердамский - один из наиболее известных представителей раннего ренессансного гуманизма. Его главные труды: «Adagiorum Collectanea» («Сборник пословиц»), «Христианский Государь», «Оружие христианского воина», «Жалоба мира», «Разговоры запросто» и знаменитая сатира «Похвала Глупости».
- Свой идеал мудрости Эразм находит в сочинениях античных авторов, а также в Священном Писании и текстах христианских авторов. Потому и связанное с его именем идейное течение («эразмианизм») часто называют «христианский гуманизм». Эразм полагал, что человеческая мудрость в познании божественной премудрости имеет свои границы и пределы, выйти за которые человек не способен по самой своей природе.
- «Похвала Глупости» Эразма – сложное и парадоксальное произведении, и было бы серьезной ошибкой увидеть в нем лишь сатиру, высмеивающую те или иные проявления человеческой глупости. Как сформулировал Л.Е. Пинский, «Эразмова Мория есть… синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни».
- Основной труд М. Монтеня – трехтомные «Опыты», которые он писал практически всю свою сознательную жизнь.
- Несмотря на то, что Монтень отрицал свою принадлежность к какой-либо философской школе, его представления о человеческой мудрости (включая, например, призывы к самопознанию и пребыванию в настоящем, убеждение в обусловленности счастья и страдания человеческим разумом и особенно требование следовать своей естественной природе) во многом совпадают с представлениями стоиков, частично эпикурейцев и даже даосского учителя Лао-цзы.
Список литературы
Источники:
1) Монтень М. Опыты: в 3 кн. Кн. 1–2. СПб.: Кристалл, Респекс, 1998.
2) Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М.: Государственное издательство художественной литературы,1960.
3) Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М.: Художественная литература, 1969.
4) Эразм Роттердамский. Философские произведения / Под ред. В.В. Соколова. Пер. и комментарии Ю. Кагана. М.: Наука, 1986.
Дополнительная литература:
1) Афанасьева К.А. Этика Мишеля Монтеня и Пьера Шаррона как явление культуры эпохи Позднего Возрождения. // Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы — 2012. Сборник научных статей по материалам общероссийской молодежной конференции. СПб, 16-17 ноября 2012 г. - С. 22-26.
2) Бабкин А.М., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1987.
3) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
4) Гаспаров М.Л. Записи и выписки // Новое литературное обозрение. – 1997. - №24.
5) Каган Ю. Примечания и комментарии // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986.
6) Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия. М.: Логос, 2007.
7) Кантор В.К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. – 2008. - № 5. – С. 32-46.
8) Крессенсиано-Валеро С. Мишель Монтень - стоик или наследник Востока? / С. Крессенсиано-Валеро // Сумма философии. Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — С. 159-160.
9) Мальцева О.В. Метаморфозы философской иронии: от Сократа к постмодерну // Наука. Релігія. Суспільство. – 2010. - № 1.
10) Моруа А. От Монтеня до Арагона. Литературные портреты. М.: Радуга, 1983.
11) Пинский Л.Е. Комментарии // Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М.: Государственное издательство художественной литературы,1960.
12) Пинский Л.Е. Эразм Роттердамский и его «Похвала Глупости» // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.
13) Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978
14) Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986.
15) Софронова Л.В. Экзегетика Эразма и Джона Колета в застольных спорах в Оксфорде (1499) // Научные ведомости. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - N 19 (90). - Вып. 16. – С. 64-73.
16) Троицкий Д.А. «Вольтер XVI века» или «воин Христов»? Эразм Роттердамский: штрихи к портрету // Ученые записки Института УНИК. Вып. 3. — М.: Согласие, 2012. – С. 181-215.
17) Margolin J.-C. Erasmus // Prospects: the quarterly review of comparative education. Paris, UNESCO: International Bureau of Education, 1993. - Vol. XXIII - N 1/2. - Pp. 333–352.