Урегулирование конфликтных ситуаций: проблема посредничества в конфликте

ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Понятие и признаки посредничества…………………………………….……4

2. Роль посредника и сложности возникающие при урегулировании конфликта………………………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………….…11

Литература…………………………………………………………………….…13

 

Введение

 

Конфликт во взаимоотношениях людей появился, вероятно, еще на ранней стадии человеческого общества, сыграв немаловажную роль в самом развитии этого общества.

Конфликт, как правило, вызывает ситуация, когда стороны не знают, как решить возникшую проблему, а не от того, что не хотят ее решить.

Любой конфликт отнимает здоровье, силы, время, материальные ресурсы, поэтому разрешение конфликтов способствует восстановлению баланса, и не имеет значения каким способом это достигнуто - куда важнее положительный результат. Одним из методов решения конфликтов является посредничество. Посредничество появилось благодаря глубокому развитию знаний о человеке, об обществе, совместившая в себе такие отрасли, как психология, социология, конфликтология.

 Общеизвестно, что при урегулировании конфликтной ситуации идение проблемы сужается, человек склонен ассоциировать проблему с личностью «обидчика». На самом деле, другая сторона может и не знать, что ущемляет чьи-то интересы. Или ущемив интересы, теперь хочет как-то это исправить. Может она и не хочет идти на контакт, но и в этом случае  полезно узнать, что именно мешает ей сотрудничать. Но из-за эмоций сделать это практически невозможно.   

Посредник не заинтересован ни в предмете спора, ни в его исходе, не вызывает у сторон негативных эмоций. Он может работать со сторонами конфликта по отдельности.

За годы своего существования техника посредничества освоила   многие конфликтные поля и показала эффективность при многих ситуациях, будь то споры в сфере бизнеса, корпоративные споры, споры в банковской и страховой сфере, конфликты на работе, семейные конфликты, межэтнические конфликты и межкультурные конфликты и даже политические конфликты.

Заключение

Посредничество – это урегулирование конфликта с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения; это метод, при котором стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом. То есть, при посредничестве ничего не решается без согласия сторон. Кроме того, посредник не обладает полномочиями для принятия решения.

Существенный принцип посредничества заключается в том, что удовлетворить интересы сторон может только решение, выработанное их совместными усилиями, поэтому важна готовность сторон активно участвовать в поиске разрешения конфликтной ситуации, такого решения, которое удовлетворит всех.

Посредник - это главная фигура переговорного процесса. От его авторитета у сторон, умения, мастерства и такта зависит конечный результат разрешения спора. Первое, и основное, требование к посреднику - это беспристрастность и профессионализм. Независимость от интересов спорящих, глубокое знание предмета спора, объективность - вот основа доверия сторон, основа справедливого разрешения спора.

Задача посредника - выявить все имеющиеся проблемы (поскольку большинство конфликтов имеет комплексный характер), помочь участникам конфликта лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть, стимулировать их к поиску новых предложений, которые могли бы отвечать интересам всех конфликтующих сторон.

Посредник представляет собой третью сторону, т.е. лицо, не участвующее в конфликте непосредственно. Этот фактор весьма позитивно используется в урегулировании конфликта, путем создания возможности для сторон по-другому взглянуть на вопросы, их разделяющие, и построить отношения на неконфликтной основе.

Привлечение посредника преследует целью оказание помощи  сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта, достижении понимания сторонами реалистичности и обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений, выяснении, сопоставлении и сближении их точек зрения о пути разрешения конфликта, поиска и рекомендации устраивающего обе стороны механизма разрешения конфликта.

Посредник должен пользоваться доверием участников спора или приобрести такое доверие в процессе посредничества. Это достигается в том числе его нейтральностью, беспристрастностью, контролем за процессом переговоров, управлением беседой без влияния на участников или результат (ведение самой беседы специалисты выражают термином «модерация»). Посредник должен владеть и умело применять целый комплекс методов, заимствованных из юриспруденции, психологии, педагогики других дисциплин, иметь опыт консультирования, тренингов, модерации, фасилитации (содействия в ведении переговоров).

 Литература

 

  1. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. М., 2013
  2. Аллахвердова О.В. Школа посредничества // Третейский суд. 2006. № 2. С. 176-179
  3. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. М., 2004.
  4. Гвоздарева М.В. Посредничество как метод альтернативного разрешения корпоративных конфликтов: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.
  5. Зайцев А.И., Захарьящева И.Ю., Балашова И.Н., Балашов А.Н. Альтернативное разрешение споров: Учебно-методический комплекс. М., 2012.
  6. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. М., 2009.
  7. Ракитина Л., Львова О. Медиация (посредничество). Как  урегулировать спор. М., 2012.
  8. Хесль  Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология (пер. с нем. Яковлевой Е.). М., 2004.

 

Не можете найти готовую работу?