Проблема сознания в психологии

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….3

  1. Проблема сознания в психологии…………………………………....4
  2. Сущность сознания……………………………………………………9
  3. Структура и функции сознания……………………………………...11

Заключение…………………………………………………………….…15

Список использованной литературы……………………………….…..16

 

 

Введение

... Что мощнее ума?

Ему - власть, и сила и господство над всем Космосом.

Он сам рождает в себе силу, которая им управляет.

Она мощнее всех сил природы.

К.Э. Циолковский

В мире вокруг нас нет ничего поразительного и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нас и нашего сознания, является ничем иным, как конкретными разновидностями и формами материального.

Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных, существуют только в головах людей, как результат их отображения, они составляют содержание сознания. Они находят свое выражение в языке и, главное, в действиях, деятельности человека. Видимо, из-за невозможности объективной фиксации и описания духовные, идеальные явления все еще остаются трудно постижимыми и загадочными.

Долгие тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть сознания, его природа, как оно возникло и каково его предназначение в мире. В психологии проблема сознания приобретала самых разных толкований.

Проблема сознания чрезвычайно сложная. Идеалисты считают, что сознание - автономное от материального явление, она творит бытие. Материалисты утверждают, что сознание тесно связано с материей. Сознание отличается от внешнего мира, ведь есть же по себе. Оно есть самодеятельным процессом.

Поэтому целью данной работы есть определение проблемы сознания в психологии и характеристика сознания, его структуры и функций.

Заключение

Сознание в психологии представляет собой довольно сложное понятие. При его определении возникает много трудностей, которые связаны с различными подходами к изучению этого вопроса. Проблема сознания - одна из самых сложных в психологической науке.

Сознание отличается от внешнего мира, ведь существует же само по себе. Оно есть самодеятельным процессом. А это утверждает его непредметную, внелогическую сущность. Сознание выделяет человека среди других вещей. Человек как разумное существо - это не просто вещь среди вещей или один из элементов объективного мира. Сознание, безусловно, меняет положение человека в мире, открывает свободу его внутреннего мира и необходимость самоопределения себя как духовной сущности.

Структура сознания в психологии делится на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отображение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отображение объекта опосредованное, выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно - волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум).

Главными функциями сознания является познавательная, творчески-конструктивная, регулятивно-управляющая, прогностическая, аксиологическая, социально - адаптивная.

«Ключевым пунктом» в выводе человеком себя  «из животного царства» и становления ее сознательным существом является то, что, в отличие от животных, деятельность которых направлена непосредственно на получение и еды, человек создает орудия труда, которое используется опосредованно - как средство производства пищи и условий существования. Итак, животное приспосабливается под природу, а человек перерабатывает природу в соответствии со своими потребностями. Именно в этом опосредованном акте производства и возникает такая идеальная абстракция как сознание.

 

Список использованной литературы

  1. Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии // Методология и история психологии. – М., 2007. Т.2. Вып.3. Июль-сентябрь. С.43-64.
  2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс, СПб, 2002. - 285с.
  3. В.М. Банщиков “Проблемы сознания. Материалы симпозиума” Москва, 1966.
  4. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 2002. - 340 с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2005. - 352 c.
  7. Райл Г. Понятие сознания. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — 408 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб: Питер, 2003. - 512 c.
  9. Серл Д. Открывая сознание заново. — М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с.

 

 

Не можете найти готовую работу?