(495) 648-49-51

на связи с 11.00 до 19.00

Напишем на заказ:

Магистерские диссертации
Дипломные работы
Курсовые работы
Другие работы.

Содержание

 

Введение

3

I глава. Монетарная политика, ее основные виды и методы 5

II глава. Цели монетарной политики государства

8

2.1.   Монетарная политика в зарубежных странах

8

2.2.   Отличительные черты монетарной политики в РФ

11

III глава. Инструменты денежно-кредитного регулирования 16
3.1.    Роль коммерческих и центрального банка, их функции 16
3.2.    Значение ставки рефинансирования 19
3.3.    Денежный мультипликатор 24
3.4.    Норма обязательных резервов 26
3.5.    Положительные и отрицательные факторы эмиссии 27
IV глава. Наличное и безналичное денежное обращение в РФ 30
Заключение 31
Список использованных источников

38

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире монетарные факторы играют очень существенную роль в развитии экономики. Известны вполне определенные и даже оппонирующие друг другу концепты монетарной политики, монетаризм и кейнсианство. Упрощенно, основной водораздел проходит по вопросу сокращения либо наращивания объемов денежного предложения в экономике. Результатом может быть либо стимулированное экономическое развитие, что, например, наблюдается в Китае, либо его сдерживание – наблюдается в Россия.

В США комплекс стимулирующих мер монетарной политики позволил постепенно восстановить активы домохозяйств и улучшил балансы кредитных организаций. Покупка ФРС казначейских и ипотечных активов с рынка на 85 млрд. долларов ежемесячно на фоне поддержания базовых ставок на близком к нулю уровне способствовала восстановлению активов финансового сектора, корпораций и домашних хозяйств, оживлению жилищного рынка, активизации спроса на автомобили и продукцию других ключевых отраслей экономики.

В связи с разработкой экономической доктрины России, задающей такой тип экономической политики, в рамках которой ее высшая ценностная цель определена как устойчивый долгосрочный экономический рост в интересах личности, общества и государства, возникает необходимость формирования концептуальных основ денежно-кредитной и банковской политики экономики развития.

В общем виде целью государственного регулирования экономики развития является устойчивость экономического роста, постоянство экономического прогресса и управляемость в части пропорциональности сегментов экономики при гарантированности обеспечения целевых валовых количественных макроэкономических показателей национальной экономики, прежде всего ВВП, в том числе на душу населения в долгосрочном периоде.

Цели монетарной политики в сфере денежно-кредитных отношений, заключаются в согласованности денежно-кредитной и банковской политики с задачами общего социально-экономического развития страны, обеспечении стабильности цен, устойчивости национальной валюты. Это связано с тем, что реализация денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Поскольку денежно-кредитная политика использует в основном рыночные инструменты и методы, воздействуя на мотивацию поведения экономических субъектов денежного рынка, то временные лаги денежно-кредитной политики значительно больше, чем, например, фискальной политики.

Целью курсовой работы стало исследование содержания и проблем монетарной политики в России, выявления ее отличительных черт.

Для достижения поставленной цели в работе планируется решить определенный круг задач, а именно:

- определить основные виды и методы монетарной политики;

- охарактеризовать отличительные черты в целях преследуемых монетарными политиками России и зарубежных стран;

- охарактеризовать инструменты денежно-кредитного регулирования;

- исследовать современные тенденции наличного и безналичного денежного обращения.

Источниками информации послужили нормативные акты, статьи из периодических изданий по теме исследования, а также некоторые сайты Интернет.

Заключение

 

В условиях сохраняющейся нестабильности большая зависимость России от экспорта (доля экспорта в ВВП 26%, причем на торговлю с ЕС приходится 49% от общего объема товарооборота) и внешней сферы в целом (привлечение финансирования и т.д.) создает немалые риски для нашего роста в случае негативного хода событий в мире. Чтобы расширить возможности развития в условиях посткризисных угроз, необходимо последовательное формирование устойчивых механизмов, где внутренний рынок и внутренний спрос стали бы играть все более значимую роль.

В этой связи целесообразно использование набора антикризисных мер, которые позволили бы российской экономике устойчиво развиваться в условиях нестабильной внешней среды. Укажем на некоторые из них:

1. Нужны механизмы замещения внешних источников финансовых ресурсов внутренними. Следует серьезно пересмотреть сложившиеся подходы к формированию денежного предложения: роль экспортной выручки и внешних займов должна балансироваться внутренними механизмами формирования ресурсов с учетом потребностей национальных экономических участников, в первую очередь неэкспортных отраслей. В гораздо более развитых экономиках мира (США, Япония и др.) ведущую роль в этом процессе играют денежные власти.

Желательно выработать комплексные подходы к проблеме формирования денежного предложения, увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной и структурной политики.

2. Усиление роли внутреннего компонента при осуществлении эмиссии повысит роль ставки рефинансирования, превратив ее в реально действующий механизм, формирующий ценовые параметры финансового рынка. Рефинансирование должно быть не только коротким, но и предоставляться на более длительной основе (свыше 1 года).

Более того, указанные выше подходы в принципе позволят, во-первых, обеспечить формирование денежных ресурсов в увязке с задачами структурной политики и, во-вторых, расширят основу для длинных ресурсов. В результате обеспечивается необходимая диверсификация и экономики, и финансового рынка, увеличится его ликвидность, увеличится инвестиционный потенциал финансовых ресурсов. Учитывая, что даже на гораздо более зрелых финансовых рынках основу длинных ресурсов формируют национальные монетарные власти (используя указанные подходы), такая практика заслуживает большого внимания применительно к российской ситуации, поскольку может обеспечить формирование необходимого объема длинных ресурсов, требующихся российской экономике.

3. С учетом задач по улучшению качества роста, поддержанию его темпов и диверсификации рынка целесообразно рассмотреть вопрос о расширении функций ЦБ, как это происходит в ведущих странах, где помимо валютного курса и цен на центральные банки часто возлагаются задачи поддержки экономического роста и занятости.

4. Важно создавать внутренние условия и стимулы для работы с рублем, которые выравнивали бы эффект «финансовой открытости», дестимулируя отток   вновь формируемой ликвидности на валютный рынок, не допуская нарушения финансовой устойчивости.

Есть веские экономические причины для государства играть активную роль в финансовой системе. Эти процессы становятся все более значимыми в посткризисном мире. Для России необходимо учитывать то, что происходит в первую очередь в связи с повышением открытости российской экономики и вступлением нашей страны в ВТО. Российские участники должны располагать адекватными возможностями для поддержания своей конкурентоспособности, сопоставимыми с теми, которыми располагают их конкуренты. Важным является обеспечение устойчивого развития российской экономики и национального бизнеса в условиях растущей глобальной конкуренции; повышение роли национальных денежных властей, которые должны формировать основы указанных подходов; укрепление необходимых механизмов внутреннего развития и минимизация внешних рисков.

 

 Список использованных источников

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ  (ред. от 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
  3. Указания Банка России от 15.01.2013 № 2963-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» и от 12.02.2013 № 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России») [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
  4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
  5. Гафарова Г.Р. Банковско-валютный механизм государственного регулирования ценообразования // Банковское право. 2013. № 2. С. 21 - 28.
  6. Ершов М.В. Мировая финансово-банковская система: риски и проблемы развития // Банковское право. 2013. № 3. С. 3 - 18.
  7. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2013.
  8. Коновалова М.И. Основы правового положения Центральных банков России и Германии // Финансовое право. 2012. № 5. С. 30 - 33.
  9. Крылов О.М. Категории «денежный оборот» и «денежное обращение»: сравнительно-правовой анализ // Финансовое право. 2013. № 5. С. 10 - 13; № 7. С. 2 - 6.
  10. Лунтовский Г.И. Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развития // Деньги и кредит. 2013. № 2. С.2 - 8.
  11. Перевозчикова Е., Либерман К. Влияние ставки рефинансирования ЦБ на бухгалтерский и налоговый учет // Российский бухгалтер. 2011. № 5.
  12. Шаповалов М.А., Бородина Н.М., Миронов В.Ю., Рыбакова С.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) [Электронный источник] // СПС КонсультантПлюс.
  13. Шохина Э.Х. Правовые аспекты денежно-кредитной политики Банка России в условиях среднесрочного финансового планирования на 2012 - 2014 годы // Банковское право. 2012. № 2. С. 30 - 34.
  14. Мусалеева Л.М. Проблемы развития денежно-кредитной системы РФ [Электронный источник] // http://sisupr.mrsu.ru/2011-1/PDF/Musaleeva.pdf
  15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов (утв. Банком России) // http://www.cbr.ru/ по состоянию на 14.11.2013.
  16. Прозрачный коридор: Центробанк поменял денежно-кредитную политику [Электронный источник] // http://www.forbes.ru/news/244638-tsentrobank-pomenyal-sistemu-denezhno-kreditnoi-politiki
  17. Bank of England, Fed, ECB, ЦБ РФ, BIS.
  18. Cnbc.com. October 22, 2012.
  19. ECB, April 2012.
  20. ECB, December 2012.
  21. House passes Ron Paul's Fed audit measure / The Washington Post, July 25, 2012.
  22. Global Financial Development Report, The World bank, 2013.
  23. No recovery until 2018, IMF warns. The Guardian. October 3, 2012.
  24. The World Bank, 2013.