Олигополия

Содержание

 Введение. 3

1. Теоретические основы олигополии. 4

2. Российские олигополии. 7

3. Перспективы развития российских олигополий. 11

Заключение. 14

Список литературы. 15

 

 Введение

Олигополия является рыночной структурой, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, который реализуется олигополистическими компаниями, может быть дифференцированный и стандартизированный. Компании – олигополии могут влиять на цену благодаря своим большим долям в общем количестве выпускаемого товара. Существует определенная взаимозависимость между всеми участниками олигополистических рынков. Поэтому, когда одни участники изменяют цены или объем продаж, это обязательно сказывается на прибыли всех фирм на рынке.

Нестабильность олигополистических рынков во многом определяется нестабильностью отношений собственности на олигополистические предприятия. Исторически малый срок существования действующих на сегодняшний день олигополистических структур, постоянные изменения в соотношении сил между ними, вызываемые переменами внешних и внутренних условий функционирования, обусловливают процессы перемещения объектов собственности и сфер влияния от одних олигополистов к другим. Стремление компаний к созданию единого производственно-технологического комплекса обусловливает необходимость включения в объединение органически взаимодополняемых предприятий, которые в данный момент могут быть даже нерентабельными, поскольку самым важным качеством предприятия, входящего в состав группы, служит его способность дополнить другие элементы системы. Таким образом, на первый план выдвигается обеспечение эффективного функционирования фирмы как системы и ее дальнейшее сбалансированное развитие. Подобная концентрация производства, не всегда актуальная с точки зрения конкурентного права, представляет значительный геополитический интерес, особенно когда приобретения осуществляются компактно, на одной или нескольких сопряженных административных территориях.  

 

Заключение

Формирование олигополистических структур неизбежно, так как это объективный процесс, вытекающий из открытой конкуренции и желания предприятий достичь оптимальных масштабов производства.

Одним из основных положительных моментов формирования олигополистических структур является достижение научно-технического прогресса. Последние десятилетия характеризуются тем, что многие отрасли с олигополистическими структурами достигли значительных успехов в развитии науки и техники. У олигополий есть огромные финансовые ресурсы, они могут влиять на политические и экономические процессы, происходящие в обществе, что позволяет им в той или иной мере принимать участие в осуществлении выгодных проектов и программ, что, в основном, не доступно небольшим конкурентным предприятиям.

Негативными моментами олигополий является их близость по своей структуре к монополии, а, значит, вполне возможны такие же отрицательные последствия, как и при рыночной власти монополиста. Заключая тайные соглашения, олигополии могут уходить из-под контроля государства и создавать видимость конкуренции, хотя на самом деле будут стремиться извлечь выгоду за счет покупателя. Подобное поведение олигополий сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшает удовлетворение потребностей общества.

В результате того, что существенные финансовые ресурсы сосредоточенны в олигополистических структурах, олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

 


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – [Электронный ресурс] [Принята всенародным голосованием 12.12.1993]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/.

2. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 02.07.2013). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=61977.

3. Баканов, М. И. Теория экономического анализа /М.И.Баканов, А.Д.Шемет. – М.: ПринтИнвест, 2010.

4. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория / Е.Ф.Борисов. – СПБ.: ПитерПресс, 2011.

5. Войтов, А. Г. Экономика. Общий курс / А.Г.Войтов. – М.: Эксмо, 2010.

6. Волконский, В.А. О роли олигополии в современной экономике / В.А.Волконский, Т.И. Корягина // Банковское дело. – 2011. – № 3.

7. Дюсуше, О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии // Экономический журнал Высшей школы экономики.- 2009. – № 1.- С. 5.

8. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. – М.: РУДН, 2010.

9. Котерова, Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2009

10. Левина, Е.А. Микроэкономика: задачи и решения. – 4-е изд. / Е.А.Левина. – М.: ГУ ВШЭ, 2012.

11. Микроэкономика. Теория и российская практика. 8-е изд., стер. // Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – М.: КноРус, 2010.

12. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика / С.Н.Ивашковский. – 5-е изд., испр. – М.: Дело, 2012. – С. 270.

13. Максимова, В.Ф. Микроэкономика / В.Ф.Максимова. – М.: ЕАОИ, 2010. – С. 114-115.

14. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И. Леусский. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – С. 149.

15. Новикова, И.В. Микроэкономика. Учебник для вузов – М.: Тетрасистемс, 2010.

16. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: «Дело и Сервис», 2009.

17. Гохан, П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний / П.Гохан. – М: Изд-во Альпина Бизнес Букс – 2010.

18. Полотницкий, М. И. Курс микроэкономики / М.Полотницкий. – М.: ПринтМ, 2009

19. Салимжанов, И. К. Ценообразование / И.К.Салимжанов. – Мн.: БелПт, 2009.

20. Пиндайк, Р., Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Ребинфельд. – М., 2010.

21. Экономическая теория. – 4е издание. – под. ред. А.И. Попова – СПб: Изд-во ПИТЕР, 2009. – 320 с.

22.  Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: МГУ, 2009.

23. Селищева Т.А. Трансформация структуры российской экономики / Т.А. Селищева // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Экономика: РЖ/ РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исслед. отд. Экономики. – М., 2011. – № 3. – С. 192-206/

24. Титов Б. Проблемы развития российской экономики: барьеры и пути их преодоления на основе рыночной социальной модели / Б.Титов, И.Пилипенко, А.Данилов-Данильян // Общество и экономика. – 2010. – № 7. – С. 26.

25. Рейтинг компаний – олигополий России по объему реализации продукции. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://expert.ru/ratings/expert400-2013/.

26. Рентабельность отраслей промышленности за 2012 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/ratings/expert400-2012/.

 

Не можете найти готовую работу?