СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ КАК ОБЪЕКТ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ | 5 |
1.1 Понятие и признаки таможенных сборов |
5 |
1.2 Виды таможенных сборов и их нормативно-правовое регулирование |
11 |
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА |
17 |
2.1 Плательщики таможенных сборов. Ставки таможенных сборов и их применение | 17 |
2.2 Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов, сроки уплаты | 22 |
2.3 Возврат и освобождение от уплаты таможенных сборов | 29 |
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА | 34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 42 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
44 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что на современном этапе развития финансового и таможенного законодательства все большую значимость приобретают вопросы, связанные с правовой природой таможенных сборов, а также их содержанием и характерными признаками. Это объясняется тем, что между странами усиливаются международные связи, например, в сфере торговли. А при ведении и планировании результатов внешнеэкономической деятельности, хозяйствующим субъектам необходимо знать какие таможенные платежи нужно рассчитать и включить в условия и стоимость сделки.
С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (ред. от 16.04.2010), который внес изменения в общий порядок и особенности таможенных платежей. Согласно статье 70 «Таможенного кодекса Таможенного союза» таможенными платежами, которые необходимо внести в процессе растаможивания товара являются: таможенная пошлина (ввозная/вывозная); НДС; акцизы; таможенные сборы.
ТК ТС определил, что таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и законодательством государств - членов таможенного союза. ТК ТС также установил, что виды и ставки сборов, плательщики, сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, взыскания, случаи, когда сборы не взимаются, определяются как ТК ТС, так и национальным законодательством (ст. 72 ТК ТС).
Среди основных изменений порядка уплаты таможенных платежей, происшедших с 1 июля 2010 г. в связи с вступлением в силу ТК ТС, можно отметить, что изменился перечень случаев, при которых обязательно внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, а также случаев, когда обеспечение не представляется. При этом ТК ТС допускает расширение данных перечней национальным законодательством государств - членов ТС.
Формирование эффективной системы норм налогового и таможенного законодательства, унификация административных процедур в сфере таможенного налогообложения является неотъемлемой предпосылкой успешного развития страны, что подтверждает необходимость исследований в этой области и их актуальность.
Целью курсовой работы стало совершенствование порядка применения таможенных сборов в условиях Таможенного союза. Для достижения поставленной цели в работе требуется решить определенный круг задач:
- раскрыть понятие и признаки таможенных сборов;
- охарактеризовать виды таможенных сборов и их нормативно-правовое регулирование;
- исследовать порядок применения таможенных сборов в условиях Таможенного союза;
- определить направления совершенствования применения таможенных сборов в условиях таможенного союза.
Предмет исследования – отношения в сфере применения таможенных сборов.
Объект исследования – таможенные сборы.
Нормативно-правовую базу исследования составили Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральное законодательство, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие применение таможенных сборов. Также источниками исследования выступили статьи из таких периодических журналов как: «Налоги», «Право и экономика», «Таможенное дело», «Транспортное право», «Юрист» и др. Дополнительно использовались данные электронных ресурсов – официальных сайтов Федеральной таможенной службы РФ, Министерства экономического развития РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения исследования, нацеленного на совершенствование порядка применения таможенных сборов в условиях Таможенного Союза, в работе были раскрыты понятие и признаки таможенных сборов; охарактеризованы виды таможенных сборов и их нормативно-правовое регулирование; исследован порядок применения таможенных сборов в условиях Таможенного союза и определены направления совершенствования применения таможенных сборов в условиях таможенного союза.
В 2010 году начался переходный период, в течение которого таможенное право в Российской Федерации претерпевает кардинальные изменения. Если в 90-х годах XX века переходный период был связан с отменой государственной монополии на внешнюю торговлю, то нынешние перемены - с образованием ТС ЕврАзЭС и вступлением Российской Федерации в ВТО. Эти изменения потребовали актуализации доктрины правового регулирования таможенно-тарифных отношений, в том числе таможенных сборов.
Все таможенно-тарифные правоотношения можно разбить на правоотношения по установлению таможенных сборов, правоотношения по уплате таможенных сборов, правоотношения по контролю за уплатой таможенных сборов правоотношения по привлечению к таможенно-тарифной ответственности. Однако некоторые правоотношения, не являющиеся таможенно-тарифными, в процессе своего развития трансформируются в таможенно-тарифные правоотношения. Такие правоотношения являются «квазитаможенно-тарифными».
В нормативной правовой базе таможенно-тарифного регулирования традиционно выделяли два блока: 1) международные договоры и соглашения и 2) внутреннее таможенное законодательство. Однако широкое распространение различных торговых объединений, созданных в том числе для оптимизации таможенно-тарифного регулирования, привело к созданию наднациональных организаций, которым передаются регулирующие и нормотворческие функции от государств-членов этих организаций. Нормативные правовые акты этих организаций уже не вписываются в двухблочную систему и представляют особую группу нормативных правовых актов. В связи с этим по субъекту правотворческой инициативы в таких объединениях целесообразно выделять группы нормативных правовых актов: 1) нормативные правовые акты, субъектами правотворчества которых являются международные организации или группа государств; 2) нормативные правовые акты, субъектами правотворчества которых являются наднациональные органы таможенно-тарифных объединений; 3) нормативные правовые акты, субъектом правотворчества которых является одно государство.
В соответствии с тремя группами нормативных правовых актов необходимо выделять три уровня правового регулирования таможенно-тарифных отношений: 1) международный уровень; 2) наднациональный уровень; 3) национальный уровень.
При этом регулирование отношений по установлению и уплате таможенных сборов в государствах-членах ТС ЕврАзЭС различается не только на национальном уровне, но и на международном уровне. Это обусловлено как особенностями регулирования отношений по уплате таможенных сборов национальным законодательством государств-членов ТС ЕврАзЭС, так и реализацией каждым из государств-членов ТС ЕврАзЭС суверенного права быть субъектом международных отношений с другими государствами, что приводит к заключению международных договоров и соглашений, содержащих правовые нормы, регулирующих таможенно-тарифные отношения только в одном из государств-членов ТС ЕврАзЭС.