Потребительское поведение

План

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Два подхода к анализу потребительского поведения: количественный и порядковый                                                                       5 

Глава 2. Общая и предельная полезность                                                     11 

Глава 3. Равновесие потребителя                                                                  21

Заключение                                                                                                      32

Литература                                                                                                       34

 

Введение

 В процессе своей жизнедеятельности каждый человек нуждается в еде,  одежде, защите от неблагоприятных погодных условий, противостоянии и поддерживании своего организма в нормальном состоянии, т.е в удовлетворении самые различных  своих потребности. Потребности людей практически неутолимы, но все же  всегда есть ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределения ресурсов, которые имеются таким образом, чтобы более полно удовлетворять собственные потребности. 

Удовлетворение человеческих потребностей может осуществляться за счет использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может распределяться между текущим и будущим потреблением; между небольшим количеством дорогого и большим количеством дешевого товара.

Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая, последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.

Проблемам исследования экономического поведения в той или иной степени посвящены труды таких известных классиков экономической науки, как А. Смит, А. Маршал, Дж. Кейнс, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Хайек, П. Самуэльсон, М. Фрид- мен, С. Фишер, Й. Шумпетер, Х. Уайт, С. Янг и др.

В трудах этих ученых анализировадись трудовые отношения, различные аспекты хозяйственной, трудовой и финансовой деятельности человека и общества. Значительный вклад в изучение проблем экономического поведения внесли представители западной социологии, в первую очередь к ним относятся О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Грановеттер, А. Маслоу, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, Н. Смелзер и др.

Цель курсовой работы заключается в изучении теории потребительского поведения. Для достижения поставленной цели нужно  решить такие задачи:

- рассмотреть два подхода к анализу потребительского поведения: количественный и порядковый;

- охарактеризовать общую и предельную полезность;

- проанализировать равновесие потребителя.

Объект исследования -  потребительское поведение.

Предмет исследования - анализ потребительского поведения.

В курсовой работе были использованы Интернет-ресурсы, статистические данные по России, труды таких авторов как Т. Веблена,  А.С.  Елисеева, П.И. Гребенникова,   Р.М. Нуреева, А.А. Овсянникова, Г.М. Россинской, Е.В. Савицкой, А.Ю.Юданова и др.

 

Заключение

Подводяᅠ итогиᅠ работыᅠ необходимоᅠ сказать,ᅠ чтоᅠ овладетьᅠ умениемᅠ пониматьᅠ иᅠ управлятьᅠ поведениемᅠ потребителяᅠ непросто.ᅠ Изучениеᅠ потребительскогоᅠ поведенияᅠ являетсяᅠ оченьᅠ ᅠ важным иᅠ сложнымᅠ делом.ᅠ

Главнымᅠ факторомᅠ потребительскогоᅠ выбораᅠ являетсяᅠ полезностьᅠ тогоᅠ илиᅠ иногоᅠ товара.ᅠ Потребительскийᅠ выборᅠ зависитᅠ неᅠ толькоᅠ отᅠ предпочтенияᅠ индивида,ᅠ ноᅠ иᅠ отᅠ экономическихᅠ факторов:ᅠ ценаᅠ товара,ᅠ доходᅠ покупателя,ᅠ которыеᅠ ограничиваютᅠ возможностьᅠ покупатьᅠ товарыᅠ и услуги.ᅠ Бюджетᅠ даетᅠ информациюᅠ оᅠ том,ᅠ какоеᅠ количествоᅠ денегᅠ доступноᅠ дляᅠ расходованияᅠ в данныйᅠ период.ᅠ Этоᅠ количествоᅠ иᅠ естьᅠ доходᅠ человека.ᅠ Доходᅠ иᅠ покупательнаяᅠ силаᅠ денегᅠ определяютᅠ бюджетноеᅠ ограничение,ᅠ котороеᅠ указывает,ᅠ чтоᅠ общийᅠ расходᅠ долженᅠ бытьᅠ равенᅠ доходу.

Теорияᅠ потребленияᅠ изучаетᅠ принципыᅠ рациональногоᅠ поведенияᅠ потребителяᅠ наᅠ рынкеᅠ товаровᅠ иᅠ объясняетᅠ какᅠ онᅠ осуществляетᅠ выборᅠ рыночныхᅠ благ,ᅠ необходимыхᅠ дляᅠ удовлетворенияᅠ егоᅠ потребностей.ᅠ Выработанныеᅠ даннойᅠ теориейᅠ подходыᅠ позволяютᅠ понятьᅠ процессᅠ формированияᅠ спросаᅠ наᅠ конкретныеᅠ видыᅠ товаров.

Вᅠ работеᅠ былаᅠ сделанаᅠ попыткаᅠ изучитьᅠ основныеᅠ теории,ᅠ которыеᅠ объясняютᅠ поведениеᅠ потребителя.

Так,ᅠ былиᅠ рассмотреныᅠ двеᅠ главныеᅠ концепции:ᅠ кардиналисткаяᅠ иᅠ ординалисткая.ᅠ Вᅠ первойᅠ ᅠ теорииᅠ идетᅠ ᅠ анализᅠ предельнойᅠ полезности,ᅠ гдеᅠ говорится,ᅠ чтоᅠ потребительᅠ исходитᅠ изᅠ осознанияᅠ полезностиᅠ каждойᅠ следующейᅠ потребленнойᅠ единицыᅠ блага.ᅠ Условиеᅠ равновесияᅠ потребительᅠ ᅠ достигаетсяᅠ приᅠ равномᅠ отношенииᅠ предельныхᅠ полезностейᅠ благᅠ кᅠ ихᅠ ценам.

Порядковаяᅠ теорияᅠ используетᅠ вᅠ анализеᅠ кривыеᅠ безразличия,ᅠ которыеᅠ могутᅠ сочетатьᅠ в себеᅠ дваᅠ блага,ᅠ иᅠ ониᅠ приносятᅠ одинаковуюᅠ полезность,ᅠ иᅠ здесьᅠ бюджетныеᅠ линии,ᅠ имеютᅠ свойства ограничиватьᅠ выборᅠ потребителя,ᅠ исходяᅠ изᅠ егоᅠ дохода.

Точкаᅠ пересеченияᅠ линииᅠ ограниченияᅠ поᅠ бюджетуᅠ иᅠ кривойᅠ безразличияᅠ называютᅠ равновесной точкой,ᅠ котораяᅠ показываетᅠ максимальныйᅠ уровеньᅠ удовлетворенияᅠ потребностейᅠ потребителяᅠ приᅠ даннойᅠ величинеᅠ дохода.

Необходимоᅠ такжеᅠ сказать,ᅠ чтоᅠ оценкаᅠ полезностиᅠ вᅠ теорииᅠ поведенияᅠ потребителяᅠ основывается наᅠ субъективнойᅠ оценкеᅠ потребителяᅠ свойствᅠ блага.ᅠ Отдельныеᅠ видыᅠ оцениваютᅠ благоᅠ по-разному,ᅠ исходяᅠ изᅠ своихᅠ вкусовᅠ иᅠ предпочтений.ᅠ Болееᅠ того,ᅠ один иᅠ тотᅠ жеᅠ индивидᅠ оцениваетᅠ благоᅠ по-разномуᅠ вᅠ зависимостиᅠ отᅠ ситуации,ᅠ времени,ᅠ своегоᅠ состояния.

Принимаяᅠ воᅠ вниманиеᅠ факторыᅠ неограниченныхᅠ потребностейᅠ потребителейᅠ иᅠ ограниченностиᅠ имеющихсяᅠ ресурсовᅠ задачаᅠ максимизацииᅠ полезностиᅠ имеетᅠ исключительноᅠ важноеᅠ значениеᅠ как дляᅠ потребителя,ᅠ такᅠ иᅠ дляᅠ производителя.

Вᅠ заключенииᅠ отметим,ᅠ чтоᅠ поᅠ даннымᅠ исследованийᅠ кризис,ᅠ проᅠ которыйᅠ всеᅠ оченьᅠ многоᅠ говорят,ᅠ покаᅠ неᅠ внесᅠ значительныхᅠ измененийᅠ вᅠ потребительскиеᅠ привычкиᅠ россиян,ᅠ которыеᅠ складывалисьᅠ наᅠ протяженииᅠ достаточноᅠ продолжительногоᅠ времени.ᅠ Увеличилосьᅠ стремлениеᅠ покупатьᅠ проверенныеᅠ маркиᅠ иᅠ значениеᅠ ценыᅠ товара.ᅠ Усиливаетсяᅠ ориентацияᅠ наᅠ сервис,ᅠ престижныеᅠ иᅠ брендовыеᅠ товары,ᅠ комфортныеᅠ условияᅠ вᅠ местахᅠ посещений,ᅠ спортивныйᅠ образᅠ жизни,ᅠ здоровоеᅠ питание.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1.ᅠ Вебленᅠ Т.ᅠ Ограниченностьᅠ теорииᅠ предельнойᅠ полезностиᅠ /ᅠ Вопросыᅠ экономики.ᅠ –ᅠ 2010.ᅠ -ᅠ №7,ᅠ С.12.-25.

2.ᅠ Елисеев А.С. Экономика: Бизнес-курс МБА /А.С.Елисеев- 2-е изд. -:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010.-ᅠ 320с.ᅠ

3.ᅠ Макконеллᅠ К.Р.,ᅠ Брюᅠ С.Л.ᅠ Экономикс:ᅠ принципы,ᅠ проблемыᅠ иᅠ политика.ᅠ М.:ᅠ ИНФРА-М,ᅠ 2003.ᅠ –ᅠ 972с.

4.ᅠ Микроэкономика /Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенникова, А.И.Леусский. - 6-изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2009.ᅠ -455с.

5.Микроэкономика: практический подход: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой,ᅠ  А.Ю.Юданова.- М..: КноРус, 2009

6.Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э.Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.И. Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2012.-420с.

7.ᅠ Министерство экономического развития РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.economy.gov.ru.

8.ᅠ ᅠ Нуреевᅠ Р.М.ᅠ Курсᅠ микроэкономики.-ᅠ М.:ᅠ НОРМА,ᅠ 2009.-ᅠ 572с.

9.ᅠ Овсянниковᅠ А.А.,ᅠ Петтайᅠ И.И.,ᅠ Ремашевскаяᅠ Н.М.ᅠ Типологияᅠ потребительскогоᅠ поведения.ᅠ -ᅠ М.:ᅠ Наука,ᅠ 1988.

10.ᅠ Потребительскаяᅠ корзинаᅠ наᅠ 2014ᅠ год:ᅠ составᅠ //ᅠ bs(life.ru.

11.ᅠ Прожиточныйᅠ минимумᅠ вᅠ Россииᅠ вᅠ 2014ᅠ годуᅠ вырастетᅠ //ᅠ bs(life.ru.ᅠ

12.ᅠ Пиндайкᅠ Р.,ᅠ Рабинфельдᅠ Д.ᅠ Микроэкономика/переводᅠ сᅠ англ.ᅠ -ᅠ СПб,ᅠ Издательствоᅠ Питер,ᅠ 2009.-ᅠ 708ᅠ с.

13.ᅠ Россинскаяᅠ Г.М.ᅠ Кᅠ методологииᅠ анализаᅠ экономическогоᅠ поведенияᅠ потребителейᅠ //ᅠ Вестникᅠ МГУ,ᅠ выпускᅠ 6,ᅠ Экономика.ᅠ –ᅠ 2008.ᅠ –ᅠ №6.

14.ᅠ Савицкаяᅠ Е.В.ᅠ Курсᅠ лекцийᅠ поᅠ микроэкономике.ᅠ М,ᅠ МФТИᅠ 2009ᅠ г.ᅠ –ᅠ 302ᅠ с.

15.ᅠ Справочнаяᅠ информация:ᅠ «Минимальныйᅠ размерᅠ оплатыᅠ трудаᅠ вᅠ Российскойᅠ Федерации»ᅠ //www.consultant.ru.

16.ᅠ  Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2010.-288с.

17. Экономическая теория: учебник / под. ред. И.П.Николаевой. - М.: Изд-во,  Проспект, 2009.-348с.

18. Федеральная служба государственной статистики: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.gks.ru.

19.ᅠ Фишерᅠ С.,ᅠ Дорнбушᅠ Р.,ᅠ Шмалензиᅠ Р.ᅠ Экономика.ᅠ -ᅠ М.:ᅠ Делоᅠ ЛТД,ᅠ 2009.-864ᅠ с.

Не можете найти готовую работу?